Исторический подход к познанию субъекта

В кафедральных планах преподавания социологии в вузах, как правило, сразу же после рассмотрения темы предмет" изучается история социологической мысли. Отчасти здесь происходит знакомство с субъектом. В источниках по истории социологических учений даётся представление о наиболее видных мыслителях, внесший заметный вклад в фундамент теоретической социологии. Галерея портретов классиков нашей науки чаще всего начинается с О. Конта и продолжается именами Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, а также некоторых других выдающихся деятелей науки.

Историческая наука фокусирует своё внимание на прошедших событиях. Историки, описывая биографии, пытаются установить социальный контекст событий: обозначить важных действующих лиц, отметить идеи, указать институты, выделить социальные движения, описать предшествующие события, которые повлияли на жизнедеятельность выдающихся мыслителей. Из социального контекста историки извлекают все то, что в той или иной мере предопределило научное творчество классиков социологической мысли.

Практика, однако, показывает, что сугубо исторических экскурсов явно недостаточно для реставрации целостного облика субъекта нашей науки. Биографии корифеев, написанные профессиональными историками, не могут в полной мере раскрыть природу, структуру, алгоритм познавательной деятельности совокупного субъекта современной социальной науки. Для решения этого вопроса необходим иной, собственно социологический подход.

Преобладающий ныне исторический подход формирует определенный образ субъекта. На пространственно-временном фоне социологическая мысль предстаёт интеллектуальным движением, характеризующееся случающимися время от времени научными открытиями. Верстовыми указателями на столбовой дороге социальной науки выступают труды выдающихся социальных писателей. Протуберанцы их интеллектуальной активности высвечивают пути для дальнейшего развития науки.

Время энциклопедистов, к сожалению, осталось в прошлом. Сегодня иные, нежели в XIX веке, формы организации научной деятельности. Профессия исследователя стала массовой. Виртуальное сообщество ученых - реальность конца XX столетия. Существует целая отрасль - наука со своей структурой управления, разделением труда, стимулами работы научных сотрудников. Сугубо исторический же подход к познанию субъекта, со всем пониманием его важности, не успевает за ушедшей вперёд практикой исследовательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: