Огюст Конт

Обучаясь в одном из лучших французских высших учебных заведений своего времени - Политехнической школе, Огюст Конт (1798-1857) уверился в том, что научные выводы могут быть применимы к социальным проблемам, приводя к определенным результатам (как это происходит в случае с физикой, химией или математикой), делая возможным уничтожение разногласий в обществе. Последнее, по его мнению, являлась потенциальным источником политической нестабильности и социальных конфликтов.

Конт исписал огромное количество бумаги. Он методично заносил свои идеи в большие трактаты. Первым из них явился "Курс позитивной философии", опубликованный в 6 томах между 1830 и 1842 годами, В этом труде он даёт обозрение всему накопленному научному знанию. Конт стоял на плечах таких гигантов как Платон и Аристотель, Кант, Юм, Тюрго, Вико, де Мейстр, Кондорсе, Монтескье и других мыслителей. Он синтезировал интеллектуальную работу своих предшественников. Конт попытался создать общую философию позитивизма и применить её к социальной проблематике.

Как и Сен-Симон Конт жил в тени Французской революции. Определяющей силой его мысли было острое понимание необходимости предотвратить политическую и социальную анархию, сравнимую с той, которая имела место во Франции после 1789 г. и была подавлена только Наполеоном. Приступая к работе над "Курсом...", он был убежден, что откроет философию, которая навсегда изгонит беспорядок и хаос из человеческой цивилизации и сделает её перманентно гармоничной и процветающей. Это должна быть научная философия, прочно связанная с социальной реальностью вроде того, как ньютоновские законы связаны с физической реальностью. Назвав её "позитивной философией", Конт намеревался подчеркнуть её отличие от всех прежних политических, этических и религиозных философий.

Поясняя характер позитивной философии, Конт в "Курсе..." пишет: "...первая особенность позитивной философии состоит в том, что она рассматривает все явления в качестве предмета неизменных природных законов". Задачей философа-позитивиста в таком случае является открытие этих законов и по возможности уменьшение их до минимума. Конт не считал обязательным исследовать экономическую или политическую историю, поскольку фундаментальные законы связаны с интеллектуальной историей человечества и, прежде всего, с эволюцией способа мышления о себе самом и мире вокруг него. Конт открыл то, что он назвал "законом трёх стадий" и его следствие - "иерархию наук". Конт показал, что открытый им закон отражает внутренние характеристики природы, а не придуманные человеком артефакты.

По Конту каждая отрасль знаний последовательно проходит через три различных теоретических состояния: теологическую или фиктивную, метафизическую или абстрактную и научную или позитивную. На теологической стадии человеческий рассудок блуждает в поисках сущностной природы явлений, их причин, источников и целей, т. е. - в поисках абсолютного знания. На этой стадии предполагается, что все феномены есть результаты единовременных актов сверхъестественных существ.

Метафизическая стадия выступает лишь модификацией теологической. Здесь человеческий разум допускает наряду со сверхъестественными силами существование истинных сущностей, внутренне присущих всем явлениям, которые и приводят их в действие. Объяснить конкретный феномен на этой стадии - значит найти эту определенную сущность и назвать её.

В конечном позитивном состоянии интеллект человека преодолевает тщетный поиск абсолютных понятий, источника и назначения вселенной, причин явлений и направляет себя на познание собственных законов. Теоретизирование и наблюдение, должным образом скомбинированные, служат средствами получения этого знания.

Конт чувствовал, что на самой ранней стадии человеческие воззрения на окружающий мир были теистическими или анимистическими. Все природные явления понимались, в таком случае, как результат деятельности сил, сущностно схожих с человеческой волей и действием. Эти силы управлялись либо одним сверхъестественным существом, либо особыми духами, которыми наделялись камни, деревья, другие природные объекты. "Теологическая" стадия длилась в Европе, по Конту, вплоть до XIV века. "Метафизическая" стадия характеризовалась верой в аристотелевские "сущности". Явления природы трактовались не результатами деятельности человекоподобных сил, а представлялись следствиями абстрактных сущностей, имманентно заложенных в природе физических тел. Данная стадия, полагал Конт, определяла европейскую мысль с XIV века до Французской революции. Подлинное значением революции было не в том, что она послужила вехой в европейской политической истории, а в том, что она определила начало важной трансформации человеческого интеллекта, начало его "позитивной стадии". В эту эру наука могла бы должным образом объяснить все явления в терминах действий законов природы и способствовать введению нового правильного социального порядка.

Конт был способным математиком и в свои юные годы был увлечен лапласовской идеей о том, что можно сконструировать модель физической вселенной, которая, если её дополнить необходимыми жизненными данными, будет в состоянии предсказывать течение всех будущих событий, а также и реконструировать прошлое. Однако в ходе своих размышлений, он приходит к выводу: математика и физика, невзирая на их необходимость, недостаточны для того, чтобы иметь дело с историей. Математика, будучи наиболее абстрактной из всех наук, служит необходимым базисом для астрономии, которая, в свою очередь, служит основанием для физики и т. д. Химия и биология занимают в этой иерархии наук более высокие позиции и имеют дело со все более сложными явлениями. Такова вкратце была теория иерархии наук. Конт в своем анализе субординационных отношений наук идет дальше. Позитивную стадию человеческого интеллекта, убеждает классик социологической мысли, можно дополнить, конструируя главенствующую науку в иерархии, науку о человеке как социальном творении, которая бы раскрывала законы управляющие человеческой историей. Эта новая наука, которой посвятил себя Конт, поначалу была названа "социальной физикой". Но уже в IV томе "Курса..." автор соединил латинский и греческий корни слов в новое понятие - "социология".

Придумав понятие "социология", Конт инициировал интеллектуальное дело, которое разворачивается и поныне. Он идентифицировал общество в качестве научно познаваемого феномена. Задолго до его времени люди, конечно же, признавали различные виды общества, они комментировали разнообразные исторические социальные изменения. В течение продолжительной эпохи в объяснении общественных отношений преобладала религиозная парадигма. Состояние общества в таком случае чаще всего рассматривалось как отражение воли господа бога. Конт отделил свое исследование от религии. В изучении общества он заменил религиозную веру на научную объективность. Знания теперь стали основываться не на вере, а на наблюдении посредством пяти органов чувств. Конт доказал, что общество может быть познаваемо рационально и объяснено логически. Такой основополагающий подход заложил методологический фундамент для последующего развития социальных наук.

Как социолог Конт преуспел, прежде всего, в области философии науки, его специализация - область "общей социологии". Существуют несколько элементов в его, творчестве, которые позволяют относиться к нему как ПРОТОСОЦИОЛОГУ. Согласно его воззрениям, социология есть изучение социального целого, которое не сводимо к индивидуальным частям. Индивид, в таком свете, предстаёт творением культуры, он не может быть независимой сущностью. Общество как единое целое первично и более конкретно, нежели индивидуумы. Хотя Конт возводил свой холизм в высшую степень, он учитывал и тот факт, что человеческого общество не является просто механическим агрегатом. Пытаясь понять процесс функционирования общества в качестве организованной структуры, исследователь, согласно замыслу Конта, должен изучать культурные элементы, создающие социальную солидарность и служащие интеграции поведения индивидов в общественное предприятие.

В контовской иерархии наук отсутствует экономика. Он не придавал важного значения экономическим аспектам в человеческой истории и был весьма невысокого мнения о классической политической экономии. На долю Маркса впоследствии выпала судьба придать вес идее о том, что ключ к пониманию законов истории лежит в анализе экономических отношений. Маркс, используя его собственное выражение, "материализовал" социологию Конта.

На третьей или позитивной стадии человеческой эволюции, по Конту, социология утверждается в качестве "королевы наук", а роль социолога при этом не ограничивается чисто интеллектуальным превосходством. С самого начала своей работы Конт предполагал, что новая наука будет практической и станет соотноситься с политикой также как физиология с медициной. В своём известном афоризме он говорит: "3нать, значит предсказывать, а предсказывать, значит действовать".

В четырехтомном труде "Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества" Конт раскрывает свои взгляды на общество, организованное на позитивистских принципах. Из контовской теории, объясняющей структуру наук, известно, что различные науки естественным образом создают иерархический порядок. Такой же порядок, согласно логике Конта, образуют элементы общества. Спокойный и прогрессирующий порядок должен базироваться на социальной стратификации. Это неизбежно, поскольку изучение Контом истории свидетельствует, что общество развивается как благодаря усилению его интеграции как единого целого так и благодаря усиливающейся специализации индивидов.

Роль правительства в представлениях Сен-Симона была двойственной, но этого не наблюдается у Конта. Государство не "отмирает" как у Сен-Симона, а, наоборот, усиливается в своей власти и увеличивает объем своих полномочий, фактически становясь авторитарным и даже тоталитарным. В интересах стабильности социального организма все гражданские (частные) права, согласно Конту, должны быть урезаны, ибо порядок требует, чтобы индивид подчинялся жизни социума. Гармония в таком обществе могла быть достигнута только силой. Негосударственные институты не проявляют себя в качестве самостоятельного фактора социальной жизни, они функционируют эффективно только как второстепенные силы под внимательным руководством суверенного государственного аппарата.

Верхний ярус контовской социальной иерархии занимают философы-позитивисты, нижний - массы пролетариата. Конт не думал, что подобная жесткая стратификация будет неугодна пролетариату. Нет, напротив, пролетариат получал бы много преимуществ от нового социального порядка и, прежде всего, в виде гарантий от внутренних конфликтов и защиты от внешней агрессии. Рабочие бы приняли свой низкий статус без особого сожаления и исполняли бы свои роли спокойно и квалифицированно в обществе, достигшем неизвестной дотоле степени социальной солидарности. Конт смотрел на пролетариат как на силу, которая могла бы усилить трансмутацию существующего общества в новый порядок. Отсутствие образования равно как и нищета сделают рабочих восприимчивыми к позитивной философии. Конт был убежден, что законы истории не могут быть отменены, они также не зависят от индивидов. Трансмутация общества, если это необходимо, начнется снизу под напором пролетариата или произойдёт в результате союза интеллектуалов с пролетариатом.

Новые правители, в видении Контом позитивного социального порядка, представали не "философами" в платоновском смысле. Они более походили на Ф. Бэкона и М. Кондорсе. Они должны были вербоваться из элиты ученого мира, докторов новой науки социологии прежде всего. К тому же, привлекаться должны были бы лучшие силы других научных дисциплин. Конт не считал наличие высокого морального авторитета обязательной характеристикой членов правительства. Нет, это было бы правительство исключительно экспертов и технократии.

Стабильность нового общества потребовала бы заботливого и умелого менеджмента сознанием рабочих масс. Для достижения этого Конт предлагал создание новой церкви, которая бы должным образом "обрабатывала" нижние слои общества. Он назвал её "Религией Человечества". Протосоциолог Конт был атеистом, но признавал силу религии в качестве средства социального контроля. В своем проекте "религии человечества" он воспроизводит многие черты католицизма: посредническая роль священников в жизнедеятельности общества, катехизисы в педагогической и идеологической работе, гимны во славу существующего порядка, многие сакральные моменты, торжественные ритуалы и церемонии, специальные облачения и пр., внушающие благовейный страх и почитание, а также формирующие некритическое восприятие учения. Священнослужителями должны были стать социологи-позитивисты, свободные от любых иллюзий, касающихся трансцендентных притязаний религиозной доктрины, но признающих силу пропаганды и умело использующих её.

Во всем этом видно повторение и развитие идей Платона, жившего также в неспокойные времена и предлагавшего реконструировать Афины в качестве автократии под руководством философа - царя. Последователи Сен-Симона (сен-симонисты) пытались создать культ своего учителя и развернуть новое христианство. Прокоммунистических ученых и идеологов, активно легитимирующих путь построения социализма, не зря называют "попами марксистского прихода" Культ социальной науки - теории построения нового прекрасного общества - имеет и свой кафедральный собор. Это - центральный музей В. И. Ленина в Москве.

В заключении необходимо заметить, что социология Сен-Симона и Конта совсем не похожа на то, что содержится под этим именем в учебных планах современных университетов. Максимально приближенный двойник этого - официальное обществоведение в бывшем Советском Союзе. Сен-Симон и Конт пытались создать постижимую теорию, заключавшую в едином синтезе все аспекты человеческой социальности а также ее историческую эволюцию вплоть до XIX века и далее в будущее. Без учёта их вклада, без их грандиозного проекта в области теоретической социологии социальная наука не смогла бы развиваться во второй половине XIX и в течение всего ХХ века.

* * *

Попытки основать объективную науку об общественном развитии, как свидетельствует история, делаются чаще всего во времена исключительной нестабильности общества, когда ежедневный порядок жизни находится под угрозой дезинтеграции. Братоубийственный хаос, сопровождающий приближение краха стабильности в греческих городах-государствах, вызвал к жизни классические труды по социологии и политологии Платона и Аристотеля. Реформация Христианства, ожесточенные споры и религиозно мотивированные гражданские войны в постреформаторской Европе дают толчок работам Гоббса и других пионеров социологии. Шоковая волна от Французской революции в сочетании с преобразующей силой научно-технического прогресса и сопутствующей индустриализацией создают обстоятельства, в которых Сен-Симон и Конт пытаются создать позитивную науку об обществе и дают ей имя "социология".

Эти попытки достичь понимания объективных законов общественной эволюции, конечно же, отличаются одна от другой. Но всё же они могут быть поняты как намерения объяснить социальный порядок, не зависящий от чьих-либо мнений, предпочтений или предубеждений. Любая такая попытка являлась реакцией против угрозы хаоса. Каждый раз выдающиеся мыслители старались установить подлинные основания социологии. Парадигмой для всех этих попыток служило аристотелевское намерение осуществить объективное проникновение в политическую природу общества, основанное на знании природы человека. Гоббс и его современники апеллировали к необходимости стабильности в обществе и просвещения тех, кто жил в условиях ужасов гражданских войн. Позитивистская социальная наука основывает свои притязания на объективную истину применением к анализу социальной реальности методов естественных наук, которые в мире религиозных сомнений и политических споров, казалось, в состоянии обеспечить общественное согласие. Если использовать методы естественных наук в изучении общества, полагали Конт и его последователи, то открытия в социологии будут иметь тот же вес, что и открытия в физике. Социальный порядок, следовательно, будет таким же предметом обсуждения как и природный порядок. Современный уровень развития теории социологии позволяет уточнить взгляды классиков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: