Проблематика

Социология изучает поведение млекопитающего вида Homo Sapiens. Изучение самих себя - самое сложное и трудное предприятие из всех возможных. Социология изучает свой предмет научными методами. Поэт, теолог или философ также изучают поведение людей, но делают это по-своему, не так как делает это социолог.

Расхожим определением нашей науки считается её толкование как "изучение людей, живущих вместе в группах, таких как семьи, трибы, сообщества и т. п.". Ключ этого понимания - люди, "живущие вместе в группах". В некотором смысле многие животные и растения живут тоже в "группах". Эти группы кустарников или мошек, роящихся вокруг источника света, уместнее назвать совокупностями которые не образуют "общество".

Понятие "общество" предполагает, что его члены взаимодействуют один с другим. Но мошки не взаимодействуют подобным образом, когда они собираются вместе вокруг лампы, они действуют независимо одна от другой. Понятие взаимодействие является необходимой особенностью функционирования общества, но не самодостаточным, чтобы обозначить общество. Например, лисы во время охоты могут взаимодействовать с зайцами или мышами, но это действие не будет считаться социальным, ни даже просоциальным. Концепт общества обычно используется для описания взаимодействия среди членов одного единственного вида. В обществе члены вида кооперируют один с другим для того, чтобы коллективно достичь общих целей, этих целей по одиночке они достичь не могут.

Социальная наука изучает то, как люди взаимодействуют, как они организуют себя для совместной деятельности. Однако подобного утверждения недостаточно, поскольку человеческие взаимодействия могут быть конфликтными, а не только взаимовыгодными. Люди подчас ослабляют и даже разрушают систему социальной организации, они могут работать против достижения коллективных целей. Более того, сама социальная организация может затруднять деятельность людей, делать её малоэффективной. Тем самым расширяется предмет социологии, она вынуждена много внимания уделять дисфункциональному поведению, такому как преступность или война, вредоносным функциональным явлениям вроде безработицы или загрязнение окружающей среды. Явления социальной патологии, равно как и нормы социальной жизни выступают неотъемлемым предметом социологии.

Люди - не единственный вид животных, которые образуют сообщества. Одноклеточные организмы, например амебы, тоже образуют "социальность". У большинства биологических видов репродукция возможна только в случае кооперирования двух организмов. Многие виды образуют большие группы для совместного добывания пищи, охраны убежища, заботы о потомстве. Множество форм сотрудничества наблюдается у насекомых - муравьев, термитов, пчёл и пр. Важной особенностью современной социологии является то, что она рассматривает человека в качестве биологического вида, отличающегося от других животных серьёзными признаками, но не отделенного от них непреодолимой стеной.

Люди по природе общительны, но группируются они не произвольным образом. Малые группы в процессе формирования могут принимать, а могут и изгонять из своих рядов некоторых членов. Люди предпочитают быть близки с теми, кто похож на них в определенных отношениях и дистанцироваться от тех, кто отличается от них. Другими словами, люди подвержены дискриминации, она серьёзно ограничивает человеческую социальность. Люди предпочитают ассоциации с лицами одной профессии, одного социально-экономического положения и статуса, одной религии, национальности, культуры и т. д. В дискриминации лежит источник социальных проблем, встающих перед человеческим сообществом. Изучение дискриминации, её видов и последствий, средств профилактики является одним из важнейших направлений исследований обществоведов.

Социальная организация, функционирующая ради достижения коллективных целей, нуждается в некоторых методах координации деятельности своих индивидуальных членов. Иерархический порядок и является одним из таких методов. Степень иерархического порядка имеет большие различия, например, в армии это: -генералы-полковники-...-рядовые, а в демократической партии это: политсовет-функционеры-...-сочувствующие. В церкви, профсоюзах - свои порядки и т. п. Права, обязанности, статусы, роли в социальных структурах - всё привлекает внимание социологов.

У высших животных вроде позвоночных, включая человека, каждый вид имеет две формы: самец и самка. Они характеризуются наличием разных анатомических структур детопроизводства, имеются и вторичные половые признаки. У многих видов, которые живут в группах, наблюдается половозрастное разделение труда. Природа награждает своих детей различными способностями, болезнями, красотой, волей, физическими кондициями, другими качествами, но далеко не одинаково. Социальные последствия биологической дифференциации и функциональной специализации - неизменная проблема для науки.

Изучая человеческое поведение, социологи сосредотачиваются на повторяющихся образцах или моделях человеческих отношений. Данная особенность предмета науки приводит к тому, что социология фокусируется, прежде всего, на двух принципиальных аспектах жизни в обществе. Первый - это групповое членство в социальных институтах, в этом случае изучаются обычные меры, с помощью которых люди пытаются разрешить свои исконные проблемы такие, как необходимость в социальном порядке или, в частности, встреча с болезнью или смертью. Второй - это так называемое, взаимодействие "лицом к лицу", т. е. что люди делают, когда находятся в чьём-либо присутствии. Эти два аспекта ведут к принципиально разным типам социологии: структурному и интеракциональному.

В институциональной форме социологии центр научного внимания сосредоточен на результатах и последствиях группового членства. Социологи этого направления интересуются детерминированием того, как членство в группе (например, принадлежность к определенной религии) влияет на поведение людей, окрашивает их отношения, определяет их решения в момент голосования, сказывается на их позиции по социальным вопросам. Подобное воздействие изучается и в случаях зависимости поведения от возраста людей, их пола, профессии, этноса или даже географического местопроживания - региона, страны, города или деревенского поселения.

Во втором типе социологии - интеракциональном - наибольший упор делается на изучении индивида. Некоторые социологи этой ориентации сосредотачиваются на изучении того, что люди делают в присутствии других. Прямое наблюдение их поведения записывается на магнитофон, видео или протоколируется. Другие социологи пытаются проникнуть в человеческие отношения ещё более незаметно при помощи средств и методов конкретных социологических исследований, используя анкеты и интервью. Третьи изучают социальные записи от личных дневников и писем до служебных стенограмм, от поп-культуры типа журнала "Плейбой" до научной фантастики. Такого рода исследователи систематически изучают мыльные оперы, детские мультики, полицейские драмы, комедии ситуаций. Социологи такой ориентации из прямых и опосредованных наблюдений делают выводы о человеческих отношениях и о том, что оказывает на них влияние.

Реально существующие социальные отношения и закономерности поддаются эмпирическому и теоретическому познанию. Социологи предпочитают сначала интересоваться социальными моделями, а потом уж индивидуальными образцами поведения. Все регулярные модели поведения отражают коллективные действия и ситуации с множеством индивидов, индивиды сами по себе редко становятся предметом нашей науки. Социология творит скорее теорию природы общества, нежели теорию индивидуальной жизни. Цель социологической теории заключается в поиске ответа на вопрос о том, почему групповые образцы поведения являются упорядоченными и постоянными, несмотря на то, что участвующие в них индивиды могут со временем меняться. Социология не пытается объяснить людей. Её цель - объяснить системы, в рамках которых действуют люди. Элементами таких систем являются не люди, а переменные. Социальная наука изучает переменные и атрибуты, которые их составляют. Социологические теории пишутся на языке переменных, и люди изучаются только в качестве носителей этих переменных. Атрибуты служат характеристиками предмета исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: