Филострат «Жизнь софистов» I 9, 1 след

Сицилия дала Горгия Леонтийского, к которому как к отцу, восходит, по нашему мнению, искусство софистов. И действительно, если мы обратим внимание на Эсхила, как много он со. своей стороны дал трагедии-снабдил ее и (соответственною) одеждою и высокими подмостками (сценой) и внешним видом героев и вестниками, извещающими о том, что случилось не на глазах зрителей, и (всем) тем, что надлежит делать на сцене и под сценою, то такую же, пожалуй, роль сыграл Горгий для сотоварищей по искусству, (представителем которого он был).

(2)

Ибо он положил начало (вошедшим в обыкновение) у софистов (приемам): стремительному порыву (речи), парадоксальности, воодушевлению. (умению) выражать важные дела пространно, разделениям и сближениям, от которых речь становится приятнее и пышнее. Он применял также поэтические наименования о мире и о святости.

(3)

Итак, мною уже было сказано, в начале моего сочинения (см. ниже А 1 а), как он весьма легко говорил без подготовки. Уже под старость он держал речь в Афинах и, если тогда он привел в восхищение народную массу, то это еще неудивительно, но он, по моему мнению, покорил (своим красноречием) и славнейших (мужей) Крития и Алкивиада, которые оба были (в то время) юными, (а также) Фукидида и Перикла, которые уже были стариками. И автор трагедий Агафон, которого комедия признала мудрым и красиво выражающимся, во многих своих ямбах подражает Горгию.

(4)

Блистая на эллинских празднествах, он произнес с возвышения Пифийскую речь (В9), за которую на него был возложен золотой (венок) в святилище Тифийца, а Олимпийская речь его (В 7 и 8а) оказала пользу величайшему (делу). А именно, видя, что Эллада враждует, он стал советовать грекам (держаться) единомыслия, направляя (их) против варваров и убеждая их, чтобы (греческие) города сражались не друг с другом, но с землей варваров.

(5)

Надгробное же слово (В 6), которое он сказал в Афинах, было сказано по поводу павших в сражениях, которых афиняне похоронили на общественный счет с хвалебными речами. (Эта речь) составлена с выдающимся искусством. А именно, (и в этой речи) он подстрекал афинян против мидян и персов и проводил ту же самую мысль, что. и. в Олимпийской речи, об единомыслии (всех) эллинов. (Но прямо об этом), он ничего не сказал, так как (речь его была обращена) к афинянам, сильно стремившимся к господству (над «Грецией»), чего невозможно было добиться, не предпринимая (какого-либо военного) дела, Занялся же (он в своей речи) восхвалением трофеев побед над мидянами, доказывая слушателям, что «трофеи побед над варварами заслуживают гимнов (хвалебных несен), трофеи же побед над эллинами тренов (плачевых песен)».

Передают, что Горгий дожил до 108 лет, не впадая в старческую, дряхлость, но (до последних дней жизни) он сохранил крепость сил и юношескую свежесть органов чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: