Транспортный тариф – это система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тут это ставки провозной платы м/у 2-мя станциями.
Тип рынка – естественная монополия. Тарифы формируются по затратному методу: себестоимость плюс норма прибыли. Тарифы устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях». Цены на грузовые перевозки определяются в соответствии с «прейскурантом 10-01». Тарифное руководство №4 – определяется расстояние между станциями. Оно включает в себя транспортные тарифы, сборы и платы.
Транспортный тариф на перевозку состоит из инфраструктурной (84,6%) и вагонной (15,4%) составляющей.
Схема формирования тарифа.
Провозные платежи взимаются за фактически пройденное грузом расстояние. Причем в прейскуранте поименовано 5.300 грузов, которые объединены в 60 групп. По каждой тарифной группе существует собственная тарифная сетка с определением суммы платежа в зависимости от расстояния перевозки. Плата за километр большего расстояния ниже платы за километр короткого расстояния. В структуре тарифа присутствует стоимость начальных и конечных операций, стоимость которых является постоянной для любой перевозки.
|
|
Тариф взимается за вагон, тонну или за контейнер.
Тарифы делятся по видам:
1. Общие – для большинства грузов и направлений (основной вид). С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Используются понижающие коэффициенты. 5300 наименований. Делятся на три класса:
- Сырье (кроме нефти). Наиболее дешевые грузы, транспортная составляющая в цене которых составляет 40%. Коэф-т – 0,25 – 0,4
- Полуфабрикаты, нефть, с/х продукция. Базовый коэффициент – 1.0.
- Готовая продукция, в цене которых транспортная составляющая низкая, до 10%. Коэф-т 1,74.
2. Исключительные тарифы. Тарифы, устанавливаемые с отклонениями от общих тарифов в виде надбавок или скидок. Применяются на конкретные грузы. Сюда относится перевозка благотворительных грузов. Это понижающий тариф, устанавливается правительством.
3. Местные тарифы. Устанавливаются по договоренности в определенном регионе.
Основные факторы, от которых зависят ж/д тарифы:
1. Вид отправки. Чем больше отправка, тем ниже тариф.
2. Тип вагона.
3. Принадлежность вагона. Если вагон принадлежит грузоотправ-ю, тариф ниже
4. Вид груза. Опасные, крупногабаритные и т.д.
5. Расстояние. Чем больше расстояние перевозки, тем ниже тариф за ед. перевозки
6. Скорость. 2 вида: грузовая скорость и большая, при кот тариф больше в 1,5 раза
7. Количество перевозимых грузов, степень загрузки вагонов.
При транзитных перевозках – специальный транзитный тариф. Транзитные тарифы определяются по соглашению между странами. В соответствии с тарифным соглашением определяются ставки тарифной политики. В основе ставок лежат м/н транзитный тариф МТТ (Зап. Европа) и единый транзитный тариф ЕТТ (Восток).