Транспортный комплекс

Транспорт является важнейшей отраслью, хотя не производит новой продукции, чем отличается от промышлен­ности и сельского хозяйства. Его назначе­ние состоит в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт служит связующим звеном в промышленной инфраструктуре. Значительная роль транспорта в экономике Рос­сии связана с обширностью ее территории.

Территориальное распределение транспортной сети зависит от размещения остальных отраслей экономики, особенно промышленности, ко­торая дает основную часть грузов. Поэтому территории с достаточно развитыми промышленностью и сельским хозяйством име­ют более разветвленную транспортную сеть. Перед российским транспортным комплексом стоят важнейшие задачи – расширение строительства дорог, повышение скоростей и согласованное раз­витие всех ви­дов транспорта.

Эффективность работы транспорта оценивается величиной грузооборота и пасса­жирооборота, т.е. количеством перевезенных грузов и пассажиров, умножен­ным на дальность перевозки, и выражается в тонно-километрах и пассажиро-километрах.

Современный транспорт делится на семь видов: железнодорожный, реч­ной, морской, автомобильный, трубопроводный, воздушный и электронный.

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта большинства стран мира. Он обеспечивает достаточно быструю доставку пассажиров и огромных масс любых грузов без перегрузки в любой пункт, где имеются железные дороги. По массовости и скорости перевозки грузов на дальние расстояния железные дороги не име­ют себе конкурентов среди всех видов транспорта.

Доминирование железнодорожного транспорта в жизни России связано с огромными размерами территории, удаленностью многих крупных экономи­ческих центров от морских путей, а также сезонностью работы водного транспорта и отсутствием связи между речными бассейнами.

Железнодорожный транспорт сравнительно дешев и уступает по данному показателю лишь мор­ским и речным перевозкам. Главная перспектива развития железнодорожного транс­порта заключена в дальнейшем перевооружении железных дорог, которое предусматривает сооружение вторых путей, укладку железнодорожного по­лотна по бесшовной технологии, электрификацию отдаленных направлений дорог, закупку новых российских вагонов и электропоездов, увеличение ско­ростей на отдельных участках магистралей и т.д.

В отличие от железнодорожного транспорта, для речного не нужны затра­ты на строительство путей, к тому же он обладает большей грузоподъемностью. Один железнодо­рожный состав способен перевезти до 1700 т груза, речные суда – до 7000 т. Но речные перевозки в условиях российского климата являются се­зонным видом транспорта. Длительность навигации колеблется от пя­ти до восьми месяцев в году. Реки не образуют единой транс­портной системы, ско­рость движения судов в два-три раза мень­ше, чем железнодорожных соста­вов, а вследствие изгибов русла даль­ность перевозок увеличивается.

Кроме Оки и Камы, образующих вместе со средним участком Волги широт­ный водный путь, а также Аму­ра, большинство крупных рек нашей страны имеют меридио­нальное направ­ление течения. Российская речная сеть удобна для транспортно-логистических связей северных и южных районов, но не обе­спечивает перевозок в ши­ротном направлении. Между тем основные гру­зопотоки в Сибири, а так­же между Европейской частью и восточными регионами страны, имеют ши­ротное направление.

В России преобладают равнинные реки с медлен­ным течением, что благоприятно влияет на перевозки грузов не только вниз, но и вверх по течению. Водоразделы между речными бассей­нами, особенно на Восточ­но-Европей­ской равнине, выражены слабо. Реки своими верховьями близко подходят друг к другу, что способствует соединению их судоходными каналами. Равнин­ные реки весной проносят свыше половины годового стока, ле­том же они сильно мелеют. Для поддержания необходимых глубин приходится ве­сти дноочистительные работы.

Трубопроводный транспорт используется для перекачки жидких и газообр­азных грузов, уступая по стоимости перевозок лишь морскому транспор­ту. Большая часть трубопро­водов связывает между собой ареалы добычи нефти и газа и районы их по­требления.

Автомобильный транспорт в настоящее время является, пожалуй, самым рас­пространенным и универсальным. Автомобиль имеет ма­лую грузоподъем­ность, поэтому автомобильные перевозки в несколько раз дороже водных и железнодорож­ных. Но автомобиль обладает большой скоростью, высокой степенью ма­невренности и обеспечивает доставку без перегрузки, «от две­ри до две­ри». Поэтому он незаменим на коротких и средних расстояниях и в обслу­живании подъездных путей. В местностях, удаленных от же­лезных дорог и водных путей, автомобили используются для перевозки на дальние расстоя­ния. Значительная часть грузов, перевозимых по железным и водным путям, автомобилями перевозится дважды – на погрузку и после выгружения.

Огромную роль автомобильный транспорт играет в пассажир­ских пере­возках, в том числе на большие расстояния (существуют автобусные маршруты от Свердловской области до Сочи). По себе­стоимости перевозок пассажиров автомобильный транспорт уступает железнодорожному и превосходит все остальные. Учитывая, что в качестве автомобильного топлива все больше используется природные и нефтяные газы, можно говорить о высокой рентабельности автомобильных перевозок.

Самым быстрым по скорости является воздушный транспорт, но он и са­мый дорогой. Имеет исключительное значение в перевозках пассажиров, а также срочных и дорогих грузов. Для отдаленных мест (Край­ний Север и северо-восток России) самолеты являются единственным видом тран­спорта.

Электронный транспорт является самым молодым и связан с развитием телекоммуникационной отрасли. Применяется для мгновенной передачи по сети Интернет корреспонденции, изображений, аудио- и видеофайлов.

Транспорт играет огромную роль в функционирован­ии хозяйственного комплек­са Уральс­кого федеральног­о округа. Преобладает желез­нодорожный транспорт, имею­щий как внутри­районное, так и транзитное значение (напри­мер, по территории округа проходит Транс­сибирская маги­страль). Направле­ние железн­одорожных пу­тей преимуще­ственно широтное, они осуще­ствляют экономи­ческие свя­зи с другими районами.

Огромная роль для поставок неф­ти и газа из Западной Сибири на запад отведена трубопроводному транспорту. На территории окру­га берут на­чало такие извест­ные нефтепроводы, как Нижне­вартовск – Анжер­о-Судженск – Иркутск, Сур­гут – Полоцк, Нижневартовск – Усть-Балык – Омск; здесь находятся истоки таких газопроводы, как Уренгой – Помары – Ужго­род, Уренгой – Челябинск. Реализуется крупней­ший проект «Ямал – Европа», в соответствии с которым предсто­ит построить трубопровод­ную сеть длиной около 3 тыс. км. Транспортировка нефти с место­рождений Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется по двум магистральным неф­тепроводам: Тарасовское – Холмою­ры и Ход-могоры – Западный Сургут.

На территории Уральского федерального округа находятся судоходные реки — Обь и Иртыш, а также их притоки. Автомобильный транспорт обслуживает в основном внутрен­ние перевозки грузов, но есть и автомобильные магистрали, связывающ­ие Урал с другими регионами (например, автомагис­траль, прохо­дящая через Нефтеюганск, Тобольск, Тюмень и др.).

На большей части севера Тюменской области основным ви­дом транспор­та является воздуш­ный. Здесь есть только два не связанных между собой участка железной дороги.

В структуре вывоза из Уральского федерального округа основ­ные пози­ции занимают нефть и газ, а также продукция металлур­гии, машинострое­ния, хими­ко-лесного комплекса; в структуре ввоза — товары легкой и пищевой промышленно­сти, ме­дикаменты, машины и обо­рудование, руды и концентраты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: