Транспорт является важнейшей отраслью, хотя не производит новой продукции, чем отличается от промышленности и сельского хозяйства. Его назначение состоит в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт служит связующим звеном в промышленной инфраструктуре. Значительная роль транспорта в экономике России связана с обширностью ее территории.
Территориальное распределение транспортной сети зависит от размещения остальных отраслей экономики, особенно промышленности, которая дает основную часть грузов. Поэтому территории с достаточно развитыми промышленностью и сельским хозяйством имеют более разветвленную транспортную сеть. Перед российским транспортным комплексом стоят важнейшие задачи – расширение строительства дорог, повышение скоростей и согласованное развитие всех видов транспорта.
Эффективность работы транспорта оценивается величиной грузооборота и пассажирооборота, т.е. количеством перевезенных грузов и пассажиров, умноженным на дальность перевозки, и выражается в тонно-километрах и пассажиро-километрах.
|
|
Современный транспорт делится на семь видов: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, трубопроводный, воздушный и электронный.
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта большинства стран мира. Он обеспечивает достаточно быструю доставку пассажиров и огромных масс любых грузов без перегрузки в любой пункт, где имеются железные дороги. По массовости и скорости перевозки грузов на дальние расстояния железные дороги не имеют себе конкурентов среди всех видов транспорта.
Доминирование железнодорожного транспорта в жизни России связано с огромными размерами территории, удаленностью многих крупных экономических центров от морских путей, а также сезонностью работы водного транспорта и отсутствием связи между речными бассейнами.
Железнодорожный транспорт сравнительно дешев и уступает по данному показателю лишь морским и речным перевозкам. Главная перспектива развития железнодорожного транспорта заключена в дальнейшем перевооружении железных дорог, которое предусматривает сооружение вторых путей, укладку железнодорожного полотна по бесшовной технологии, электрификацию отдаленных направлений дорог, закупку новых российских вагонов и электропоездов, увеличение скоростей на отдельных участках магистралей и т.д.
В отличие от железнодорожного транспорта, для речного не нужны затраты на строительство путей, к тому же он обладает большей грузоподъемностью. Один железнодорожный состав способен перевезти до 1700 т груза, речные суда – до 7000 т. Но речные перевозки в условиях российского климата являются сезонным видом транспорта. Длительность навигации колеблется от пяти до восьми месяцев в году. Реки не образуют единой транспортной системы, скорость движения судов в два-три раза меньше, чем железнодорожных составов, а вследствие изгибов русла дальность перевозок увеличивается.
|
|
Кроме Оки и Камы, образующих вместе со средним участком Волги широтный водный путь, а также Амура, большинство крупных рек нашей страны имеют меридиональное направление течения. Российская речная сеть удобна для транспортно-логистических связей северных и южных районов, но не обеспечивает перевозок в широтном направлении. Между тем основные грузопотоки в Сибири, а также между Европейской частью и восточными регионами страны, имеют широтное направление.
В России преобладают равнинные реки с медленным течением, что благоприятно влияет на перевозки грузов не только вниз, но и вверх по течению. Водоразделы между речными бассейнами, особенно на Восточно-Европейской равнине, выражены слабо. Реки своими верховьями близко подходят друг к другу, что способствует соединению их судоходными каналами. Равнинные реки весной проносят свыше половины годового стока, летом же они сильно мелеют. Для поддержания необходимых глубин приходится вести дноочистительные работы.
Трубопроводный транспорт используется для перекачки жидких и газообразных грузов, уступая по стоимости перевозок лишь морскому транспорту. Большая часть трубопроводов связывает между собой ареалы добычи нефти и газа и районы их потребления.
Автомобильный транспорт в настоящее время является, пожалуй, самым распространенным и универсальным. Автомобиль имеет малую грузоподъемность, поэтому автомобильные перевозки в несколько раз дороже водных и железнодорожных. Но автомобиль обладает большой скоростью, высокой степенью маневренности и обеспечивает доставку без перегрузки, «от двери до двери». Поэтому он незаменим на коротких и средних расстояниях и в обслуживании подъездных путей. В местностях, удаленных от железных дорог и водных путей, автомобили используются для перевозки на дальние расстояния. Значительная часть грузов, перевозимых по железным и водным путям, автомобилями перевозится дважды – на погрузку и после выгружения.
Огромную роль автомобильный транспорт играет в пассажирских перевозках, в том числе на большие расстояния (существуют автобусные маршруты от Свердловской области до Сочи). По себестоимости перевозок пассажиров автомобильный транспорт уступает железнодорожному и превосходит все остальные. Учитывая, что в качестве автомобильного топлива все больше используется природные и нефтяные газы, можно говорить о высокой рентабельности автомобильных перевозок.
Самым быстрым по скорости является воздушный транспорт, но он и самый дорогой. Имеет исключительное значение в перевозках пассажиров, а также срочных и дорогих грузов. Для отдаленных мест (Крайний Север и северо-восток России) самолеты являются единственным видом транспорта.
Электронный транспорт является самым молодым и связан с развитием телекоммуникационной отрасли. Применяется для мгновенной передачи по сети Интернет корреспонденции, изображений, аудио- и видеофайлов.
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Уральского федерального округа. Преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так и транзитное значение (например, по территории округа проходит Транссибирская магистраль). Направление железнодорожных путей преимущественно широтное, они осуществляют экономические связи с другими районами.
|
|
Огромная роль для поставок нефти и газа из Западной Сибири на запад отведена трубопроводному транспорту. На территории округа берут начало такие известные нефтепроводы, как Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Иркутск, Сургут – Полоцк, Нижневартовск – Усть-Балык – Омск; здесь находятся истоки таких газопроводы, как Уренгой – Помары – Ужгород, Уренгой – Челябинск. Реализуется крупнейший проект «Ямал – Европа», в соответствии с которым предстоит построить трубопроводную сеть длиной около 3 тыс. км. Транспортировка нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется по двум магистральным нефтепроводам: Тарасовское – Холмоюры и Ход-могоры – Западный Сургут.
На территории Уральского федерального округа находятся судоходные реки — Обь и Иртыш, а также их притоки. Автомобильный транспорт обслуживает в основном внутренние перевозки грузов, но есть и автомобильные магистрали, связывающие Урал с другими регионами (например, автомагистраль, проходящая через Нефтеюганск, Тобольск, Тюмень и др.).
На большей части севера Тюменской области основным видом транспорта является воздушный. Здесь есть только два не связанных между собой участка железной дороги.
В структуре вывоза из Уральского федерального округа основные позиции занимают нефть и газ, а также продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; в структуре ввоза — товары легкой и пищевой промышленности, медикаменты, машины и оборудование, руды и концентраты.