Машиностроение представляет собой основу территориально-отраслевой структуры промышленного комплекса региона. Обеспечивая машинами и механизмами все сферы экономики, машиностроение служит связующим звеном между ними.
Машиностроение является очень сложной отраслью промышленности. Учитывая тот факт, что каждый механизм или электронное устройство состоит из сотен и тысяч деталей, становится очевидно, что на одном предприятии невозможно выпустить полный ассортимент комплектующих. Поэтому каждое машиностроительное предприятие ограничивается выпуском определенного количества деталей, узлов, машин и механизмов. Налицо специализация машиностроительных предприятий. Например, АвтоВАЗ специализируется на производстве только легковых машин и их модификаций, в то время как предприятия группы ГАЗ производят более широкий спектр автомобилей. На специализированных предприятиях выпуск продукции основан на конвейерном способе, поэтому производство обходится дешевле. Между специализированными заводами устанавливаются тесные технико-производственные связи. Например, для производства электротехнического оборудования требуется тысячи комплектующих деталей и узлов, а в производстве такого изделия, как оборудование для трансформаторных подстанций, участвуют несколько предприятий. Так происходит кооперирование предприятий.
В настоящее время машиностроение становится все сложным по своему составу и структуре. Усложнение происходит за счет включения в состав машиностроительного комплекса высокотехнологичных отраслей – радиоэлектроники, производства микропроцессоров и сложной бытовой электроники и т.д.
В современной России высокое значение имеет станкостроение. Эта отрасль обеспечивает станками и точными инструментами машиностроительные заводы. Учитывая сложность отрасли, размещение предприятий приурочено к центрам подготовки квалифицированных кадров, сосредотачиваясь преимущественно в крупных городах. В них также сосредоточено энергетическое машиностроение, которое обеспечивает энергетику турбинами, генераторами и электродвигателями. Тяжелое машиностроение поставляет оборудование для горнодобывающей и металлургической промышленности. Такое оборудование по определению является металлоемким, поэтому отрасль располагается в районах выплавки металла. Транспортное машиностроение также является металлоемким и по этой причине размещено на территориях с развитой транспортной инфраструктурой.
Наиболее молодой и динамично развивающейся отраслью является радиоэлектронная промышленность, среди которой выделяется точное машиностроение. Основной продукцией являются электронные комплектующие и узлы, которые находят разнообразное применение в компьютерной и вычислительной технике.
Машиностроительный комплекс в Уральском федеральном округе является одной из ведущих отраслей и специализируется на производстве горного, металлургического, химического и энергетического оборудования, сельскохозяйственных и транспортных машин. Общероссийское значение имеют станкостроение, инструментальное производство, приборостроение, электротехника и электроника. Уральское машиностроение тесно взаимодействует с металлургическим комплексом, так как в большинстве своем является металлоемким. Поэтому, например, в одних и тех же или в соседних промышленных узлах размещены предприятия и черной металлургии, и тяжелого машиностроения.
В таблице 2 показаны основные отрасли машиностроения в УрФО, определены факторы размещения и приведены основные предприятия.
Таблица 2. Основные предприятия машиностроения Урала
Отрасль | Факторы размещения | Предприятия |
Тяжелое (металлургическое, горношахтное, энергетическое, подъемно-транспортное) | Материалоемкость, трудо- и наукоемкость | В разных отраслях машиностроения имеются предприятия-гиганты, такие как «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», Уральский турбомоторный завод (Екатеринбург), тракторный завод (Челябинск), моторостроительный завод (Пермь), «Южуралмаш» (Орск), вагоностроительный завод (Нижний Тагил) |
Общее и среднее (станкостроение, транспортное, с/х и тракторостроение) | Материалоемкость и трудоемкость | К транспортной ветви отрасли относится производство трамвайных вагонов (Усть-Катав). Значительно развито и автомобилестроение, выпускающее грузовые (Миасс, Курган) и легковые (Ижевск) машины, автобусы (Курган) и мотоциклы (Ирбит). |
Для Урала характерна чрезмерная концентрация машиностроения в крупных городах, универсализм отдельных предприятий, распыленность вспомогательных, заготовительных и ремонтных производств и др. Эти недостатки постепенно устраняют путем создания филиалов предприятий, сужения их специализации, развития специализированных вспомогательных предприятий в малых городах.
Развитие машиностроительного комплекса Урала будет проходить в следующих направлениях. Продолжится техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий. Будет развиваться специализация машиностроительных предприятий (с этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, куда выводятся непрофильные предприятия из больших городов). Структура машиностроения будет трансформироваться в направлении увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации района на производстве продукции тяжелого машиностроения.