Машиностроение

Машиностроение представляет собой основу территориально-отрасле­вой структуры промышленного комплекса региона. Обеспечивая машинами и механизмами все сферы экономики, машиностроение служит связующим звеном между ними.

Машиностроение является очень сложной отраслью промышленности. Учитывая тот факт, что каждый механизм или электронное устройство состоит из со­тен и тысяч деталей, становится очевидно, что на одном предприятии не­возможно выпустить полный ассортимент комплектующих. Поэтому каждое машиностроительное предприятие ограничивается выпуском определенного количества деталей, узлов, машин и механизмов. Налицо специализация ма­шиностроительных предприятий. Например, АвтоВАЗ специализируется на производстве только легковых машин и их модификаций, в то время как предприятия группы ГАЗ производят более широкий спектр автомобилей. На специализированных предприятиях выпуск продукции основан на кон­вейерном способе, поэтому производство обходится дешевле. Между спе­циализированными заводами устанавливаются тесные технико-произ­водственные связи. Например, для производства электротехническо­го оборудования требуется тысячи комплектующих деталей и узлов, а в производстве такого изделия, как оборудование для трансформа­торных подстанций, участвуют несколько предприятий. Так происходит кооперирование предприятий.

В настоящее время машино­строение становится все сложным по своему составу и структуре. Усложнение происходит за счет включения в состав машиностроительного комплекса высокотехнологичных отраслей – радио­электроники, производства микропроцессоров и сложной бытовой электро­ники и т.д.

В современной России высокое значение имеет станкостроение. Эта отрасль обеспечивает станками и точными инструментами машино­строительные заводы. Учитывая сложность отрасли, размещение предприя­тий приурочено к центрам подготовки квалифицированных кадров, сосредо­тачиваясь преимущественно в крупных городах. В них также сосредоточено энергетическое машино­строение, которое обеспечивает энергетику турбина­ми, генераторами и электродвигателями. Тяжелое машиностроение по­ставляет оборудование для горнодобывающей и металлургической промыш­ленности. Такое оборудование по определению является металлоемким, поэтому отрасль располагается в районах выплавки металла. Транспортное машиностроение также является металлоемким и по этой причине размещено на тер­риториях с развитой транспортной инфраструктурой.

Наиболее молодой и динамично развивающейся отраслью является ра­диоэлектронная промышленность, среди которой выделяется точное маши­ностроение. Основной продукцией являются электронные комплектующие и узлы, которые находят разнообразное применение в компьютерной и вычис­лительной технике.

Машиностроительный комплекс в Уральском федеральном округе яв­ляется одной из ведущих отраслей и специализируется на производстве гор­ного, металлургического, химического и энергетического оборудова­ния, сель­скохозяйственных и транспортных машин. Общероссийское зна­чение имеют стан­костроение, инструментальное производство, приборо­строение, электротехни­ка и электроника. Уральское машиностроение тесно взаимодей­ствует с метал­лургическим комплексом, так как в боль­шинстве своем является металлоемким. Поэтому, например, в одних и тех же или в соседних промышленных узлах размещены предприятия и черной металлургии, и тяжелого машиностроения.

В таблице 2 показаны основные отрасли машиностроения в УрФО, определены факторы размещения и приведены основные предприятия.

Таблица 2. Основные предприятия машиностроения Урала

Отрасль Факторы размеще­ния Предприятия
Тяжелое (металлургиче­ское, горношахтное, энер­гетическое, подъем­но-транс­портное) Материалоем­кость, трудо- и наукоем­кость В разных отраслях машино­строения имеют­ся предприя­тия-гиганты, та­кие как «Уралмаш», «Урал­химмаш», «Уралэлектро­тяжмаш», Уральский турбо­моторный завод (Екатерин­бург), трак­торный завод (Челябинск), моторострои­тельный завод (Пермь), «Южуралмаш» (Орск), ва­гоностроительный завод (Нижний Тагил)
Общее и среднее (станко­строение, транс­портное, с/х и тракторо­строение) Материалоемкость и тру­доемкость К транспортной ветви от­расли относится произ­водство трамвай­ных ваго­нов (Усть-Ка­тав). Значи­тельно разви­то и автомоби­лестроение, выпускающее гру­зовые (Миасс, Курган) и легковые (Ижевск) машин­ы, автобусы (Кур­ган) и мо­тоциклы (Ир­бит).

Для Урала характерна чрезмерная концентрация машиностроения в круп­ных городах, универсализм отдельных предприятий, распылен­ность вспомо­гательных, заготовительных и ремонтных производств и др. Эти недостатки по­степенно устраняют путем создания филиалов предприятий, сужения их специа­лизации, развития специализирован­ных вспомогательных предприя­тий в ма­лых городах.

Развитие машиностроительного комплекса Урала будет проходить в следующих направлениях. Продолжится техническое перевооружение и ре­конструкция действующих предприятий. Будет развиваться специализация машиностроительн­ых предприя­тий (с этой це­лью в малых и средних горо­дах созда­ются филиалы и цехи крупных заводов, куда выводятся непро­фильные предприятия из больших городов). Структура машиностроения бу­дет трансформироваться в на­правлении увеличе­ния доли наибо­лее прогрес­сивных от­раслей: стан­костроения, производства точной механики, сложной аппарату­ры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специа­лизации района на произ­водстве продукции тяжелого машиностроения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: