Безусловно, для эффективной организации психологической поддержки необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей и их типологию.
Для начала, однако, остановимся на обсуждении вопроса о том, какого ребенка можно считать нормальным. Проблема нормы является одной из сложнейших в психологии и смежных науках (психиатрии, медицине) и далека сегодня от ее однозначного решения, может быть, потому, что определяется множеством социальных и культурных факторов. Поэтому стоит предварить обсуждение этого вопроса кратким историческим обзором динамики понятия нормального детства.
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, то есть с кругом прав и обязанностей, с набором доступных для него видов и форм деятельности и т.д. Социальный статус ребенка не всегда был таковым, каким мы можем наблюдать его сейчас. Р. Зидер пишет, что «детство крестьян (и сельских низов) в XVIII —XIX веках было прямой противоположностью детству в современных индустриальных обществах» (1997, с. 36), а по мнению Ф. Арьеса, вплоть до XIII века «никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность» (1999, с. 16). Есть мнение, что подобное равнодушное отношение к ребенку, безразличие по отношению к детству в целом, является следствием демографической ситуации того времени, то есть высокой рождаемости и большей детской смертности. Мы же полагаем, что оно также зависит от культурно-духовного уровня развития общества.
|
|
На данный момент наблюдается повышение социального статуса ребенка и детства в целом, увеличивается продолжи-