Чость I. Teopetu4eckue основы психологической ряботы с оетьми

тельность детства, а вместе с этим усиливаются требования к ребенку и контроль над ним. Возрастают требования к его личности, умениям, знаниям и навыкам. Так, значительно из­менилась учебная программа, многое из того, что раньше дети изучали в 5 —6 классах, на современный момент изучают во 2 — 3 классах, всемерно распространилось раннее обучение де­тей с 3-летнего возраста. Существует литература с развиваю­щими программами для младенцев. Таким образом, можно сде­лать вывод, что одной из тенденций развития нормы в детстве является ее сужение, то есть появление личностных и позна­вательных «рамок», нормативов, которым ребенок обязан со­ответствовать, причем это соответствие контролируется окру­жающими взрослыми: педагогами, психологами, родителями через различные формы тестирования, собеседований и т.п.

При этом, с другой стороны, современная европейская пе­дагогика придает большое значение детской индивидуальнос­ти. Воспитание, при котором ребенок выступал как объект со­ответствующих воздействий, уходит на задний план, уступая место субъект-субъектным отношениям, где ребенок является активным и действующим началом, способным изменять себя и окружающий мир. Все чаще звучат слова о ценности инди­видуальных характеристик ребенка, о необходимости развития его собственного неповторимого потенциала. Появился даже такой термин, как «личностно-ориентированное обучение», то есть обучение, опирающееся на индивидуальные особенности

ребенка.

Кроме того, на понимание нормы развития в детстве ока­зывает влияние характерное для современного европейского общества изменение полоролевого стереотипа, то есть ослабле­ние поляризации стереотипов маскулинности и фемининности в целом. Как известно, резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи, власть мужчины пошла на убыль, а вместе с тем изменилось положение женщины в со­циальной структуре общества. Возрастает спрос на женскую рабочую сил, что влечет за собой и изменение представлений о «естественном» разделении мужских и женских обязанное-тей в семье. Изменения в иерархии норм повлекли за собой



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: