Когда я привела дочку первый раз в детский сад, была зима. Не успела я ее раздеть, как она тут же пошла со всеми знакомиться. Я поговорила с воспитательницей, и та, увидев, что ребенок увлекся игрой, посоветовала мне незаметно уйти. Когда я пришла за ней через два часа, то увидела горько плачущего ребенка и растерянную воспитательницу. Последняя рассказала, что через пять минут после моего ухода дочка стала искать меня и, не обнаружив в раздевалке, расплакалась, постоянно повторяя при этом: «Мама быва, быва и ушла. Забыва Дашу...»
И так продолжалось все два часа, пока я не появилась.
Мне пришлось просить прощения, что ушла не попрощавшись.
(С мамой трехлетней Даши беседовала Горлова Д.)
Второй очень важный момент, который для психологов является очевидным и отчасти надоевшим, но при этом далеко не всегда известный родителям, — это необходимость безусловной любви к ребенку, то есть не за что-то и в каких-либо условиях, а несмотря ни на что. При этом любовь должна иметь те или иные внешние проявления.
Мы долго играли с Леночкой, потом я задала ей самый сокровенный вопрос: «Лена, а кого больше всего на свете
любит твоя мама?»
Лена тихим голоском прошептала: «Это большой секрет. Ты его не знаешь?» — «Нет», — ответила я.
Тут девочка с широкой улыбкой поделилась со мной своим секретом: «Больше всего на свете мамуля, конечно, любит меня — свое сокровище».
(С Леной трех лет восьми месяцев беседовала Шалиманова Н.)
Однако бывают ситуации, когда мать горячо любит ребенка, а сказать это ему не может, и каждый из них замыкается в своем одиночестве. А иногда есть вполне объективные причины, по которым родители не всегда могут быть рядом, уделяя необходимое ребенку тепло и внимание. Но если они бу-
дут знать о последствиях своих действий, то многие найдут способ оставить в своем сердце место для ребенка.
Первое, что сказала сестра, увидев меня: «Я же хотела братика. А нельзя ее отвезти в роддом и поменять на братика?»
Когда у родителей завязался спор о моем имени, Таня
авторитетно заявила, что раз уж ей обещали братика, а
подсунули сестру, пусть меня хотя бы назовут по ее воле
Наташкой. /-""
У меня была тяжелая родовая травма, поэтому родителям приходилось огромное количество времени уделять моему здоровью. И у Тани сложилось впечатление, 4то она никому не нужна. Подобное перенесение родительского внимания сильно отразилось на ней. Ведь ей самой было еще три года.
Сейчас мне 18. Ей — 21. Но ревность ко мне проявляется у нее до сих пор не только относительно родителей, но даже в плане друзей.
(Рассказала Арбузова Н.)
Внутреннее одиночество ребенка-дошкольника может проявляться по-разному. Обычный вариант — некоторая демонст-ративность, привлечение к себе внимания всеми доступными способами — от нарушения поведения до требования индивидуального внимания на занятиях. Иногда это дополняется «прилипанием» к тому или иному взрослому при отторжении других.
Ване 5 лет. Мама занимается своей жизнью. Его передоверила няням. К одной он привязался, у них свои отношения. В детском саду первый год и никак не адаптируется. Правила выполнять отказывается. Не спит, не ест. На занятиях, правда, работает, потому что воспитательницу принял, ей он доверяет и ходит за ней «хвостиком». От нее ни на шаг. Ни к психологу, ни к логопеду не идет, начинает громко кричать.
(Рассказала Козырева Н., детский психолог.)
Часть I. Teopetuheckue основы психологической рйботы с астьти |
Но для ребенка значимо не только принятие его родителями, ему во всех жизненных областях очень хочется быть хорошим. И грамотные взрослые могут использовать это открытое желание ребенка в тех или иных воспитательных целях.
Мы учим цифры, через пять минут малышу становится скучно. Приношу ему игрушечную собаку и предлагаю ей, совершенно неграмотной, учиться у сына читать. Мальчик мгновенно оживляется и на протяжении четверти часа хвалится своими познаниями перед собакой: «Смотри, собака, это цифра семь, а это три, видишь, ты не знаешь,
а я знаю».
(С мамой четырехлетнего Леши беседовала Соловьева В.)
Важно отметить, что родители для дошкольника — образцы для подражания. Они могут даже не внушать ребенку какие-то истины, ценности, а просто следовать им. А ребенок в этом возрасте — «губка» — быстро и глубоко впитывает их.
— Здравствуй, как тебя зовут?
— Саша.
— Чем ты любишь заниматься?
— Смотреть телевизор. Я смотрю мультики разные.
Но больше всего мне нравится фильм «Бригада». Мы с па
пой его смотрим. Такой классный во-о-ще! Я когда в школу
пойду, я тоже себе таких друзей хочу. Мы вместе всех мо-
, чить будем.
— А что значит мочить?
— А это значит бить. А еще я пистолет у папы
возьму, ну это когда из армии вернусь. Он уже старый бу
дет, ему не нужно.
— Ты хочешь быть похожим на этих мужчин? Почему?
— Конечно, они сильные. Чё захотели, то и берут. Им
все можно.
— Разве нельзя получить то, что хочешь, не применяя
силы?