Международный валютный фонд -международная организация, участники которой обязаны в соответствии со Статьями Соглашения соблюдать согласованные правила ведения международных операций и тесно сотрудничать по вопросам международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота, а также оказывать взаимную финансовую помощь для преодоления дефицита платежного баланса.
Соглашение о создании МВФбыло принято в июле 1944г. на международной валютной и финансовой конференции 45 государств в Бреттон-Вудсе (США) и вступило в силу с 27 декабря 1945г.
На первом этапе основными задачами МВФбыли:
- Устранение валютного контроля, который практиковался многими странами до второй мировой войны.
- Обеспечение конвертируемости валют.
- Стабилизация валютных курсов в соответствии с основным принципом Бреттон-Вудской системы.
До настоящего времени не удалось найти механизм, обеспечивающий относительную стабильность валютных курсов. В современной мировой валютной системе отказались от идеи фиксированных валютных паритетов, но проблема предотвращения резких скачков курсов отдельных валют остается актуальной, поскольку они ведут к дезорганизации экономических отношений, значительным убыткам у ТНК.
Руководство МВФ – Совет гувернеров (управляющих), в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя – в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет гувернеров уполномочен решать вопросы приема новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных SDR (Специальные права заимствования - искусственное резервное и платёжное средство). Количество стран-членов 182.
Текущее хозяйственное руководство МВФ осуществляет исполнительный директорат, состоящий из 24 исполнительных директоров. Из них 5 определяются членами МВФс наивысшими квотами, остальные каждые 2 года выбираются гувернерами других стран-участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат выбирает на 5 лет директора-распорядителя, который одновременно является верховным куратором международного штаба МВФ.
Вес каждой страны прямо зависит от финансового участия страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов и 1 дополнительный голос на каждые 100.000 единиц квоты страны. Квота рассчитывается на основе таких показателей, как ВНП, величина золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и других. Основной долей голосов располагают США (около 20%), а также страны ЕС, вместе взятые (около 30%). Однако в исполнительном директорате действует правило вето, что часто нейтрализует первенство в голосах.
Средства МВФ. Для каждой страны устанавливается своя квота, в соответствии с которой определяются обязательства членов по платежам, права заимствования и право голоса. Первоначально 1/4 платежных обязательств стран выполнялось золотом, остаток – валютой страны. Со вторым изменением устава МВФна место золота заступили платежи в SDR. Однако фонд может разрешить эту часть платежей осуществлять в иностранной или собственной валюте страны. В пределах финансовых платежей по своим обязательствам страна автоматически получает право заимствования в резервных траншах. Ясно, что резервные транши не представляют фактически кредитование со стороны МВФ. В случае повышения экономической роли стран-участниц их квота повышается, что увеличивает и возможности заимствования в резервных траншах, а также финансовый потенциал МВФ.
Формирование и пополнение валютных запасов МВФ. В соответствии со своим кооперативным характером МВФ стремится осуществлять помощь по финансированию дефицитов платежных балансов в основном за счет платежей своих членов. Однако помимо последних фонд использует и другие возможности для пополнения своих кредитных ресурсов:
· обязательную продажу членами МВФсвоей валюты в установленных границах за предоставленные SDR;
· заимствования у членов МВФпри их согласии;
· операции на международных финансовых рынках;
· процентные платежи по ранее предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга;
· кредитные линии, которые открываются отдельными странами или их группами.
Кредитная политика МВФ.
Кредитные соглашения «stand-by» (Stand-By Arrangement – SB) – кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов для преодоления дефицита платежного баланса. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами, на срок 2,5-4 года.
Пополнение валютных резервов центрального банка страны (Supplemental Reserve Facility – SRF). Эти средства служат для предотвращения резких колебаний валютного курса, которые могут приводить к большому дефициту платежного баланса, на срок 1-1,5 года.
Линии компенсационного финансирования (Compensatory Financing Facility – CFF) открываются для стран-экспортеров сырья и импортеров зерновых. В первом случае компенсируются временные убытки, возникающие у стран, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых экспортных цен, во втором – дополнительные издержки, связанные с повышением импортных цен на зерно, на срок 2,5-4 года.
Кредиты на борьбу с бедностью и обеспечение экономического роста (Poverty Reduction and Growth Facility – PRGF) предоставляется странам, которые имеют низкий уровень дохода на душу населения и испытывают большие проблемы с платежным балансом. Процентная ставка по ним не превышает обычно 0,5% годовых.
Использование финансовой помощи МВФ. Средства стали использоваться в существенном объеме лишь с середины 70-х годов. До этого их объем был недостаточен для финансирования значительных дефицитов платежных балансов многих стран. Кроме того, в послевоенный период значительную роль играла помощь, предоставлявшаяся по плану Маршалла.
С 1974 г., когда разразился первый «нефтяной кризис», заимствования в МВФ резко возросли, составив за 1974–77 гг. более 19 млрд. SDR. Следующий всплеск активности заимствований в МВФ (43,5 млрд. SDR) приходится на 1980 – 84 гг. и вызван вторым «нефтяным кризисом». Третий пик активности приходится на период с 1989г. К этому же времени резко выросли и обратные платежи стран-должников по ранее взятым кредитам.
Группа Всемирного банка (WBG):
Основными целями организаций WBG являются:
o содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов;
o поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов;
o стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов.
1. Международный банк реконструкции и развития (IBRD – International Bank for Reconstruction and Development) - специализированное учреждение ООН, международный кредитный институт, созданный одновременно с МВФ. Цель: содействие развитию производительных сил стран-участниц, в первую очередь менее развитых стран, экспорту в них частного капитала путём гарантирования таких капиталовложений или участия в них. Начал операции в июне 1946. Штаб-квартира в Вашингтоне. Руководство: Совет управляющих. Каждая страна имеет в нём 250 голосов плюс 1 голос на акцию (100 тысяч долларов). Исполнительный орган — директорат 24чел.
Членом МБРР – может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ.
2. Международная ассоциация развития – дочерняя структура МБРР была создана в 1960г. с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР.
У МАР имеется две группы членов. К первой относятся промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении страны, например, Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, ОАЭ и Россия. Все остальные члены отнесены ко второй группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи.
Средства МБРР и МАР. При основании банка финансовые ресурсы были получены за счет взносов его членов и пополняются за счет этого источника при вступлении новых членов. Основные средства в настоящее время МБРРполучает за счет операций на международных финансовых рынках путем эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивысший кредитный рейтинг ААА, а также путем частного размещения средств правительств, центральных банков и других кредиторов по фиксированным ставкам процента. МБРРразмещает свои ценные бумаги более чем в 100 странах и является при этом крупнейшим заемщиком на мировых рынках капитала, а также одним из самых крупных заемщиков-нерезидентов на национальных рынках.
В отличие от МВФ, МБРРзанимает средства не только у правительств, но и у частных организаций, причем в значительно больших размерах.
С 1982 г. МБРР стал привлекать средства и на денежных рынках, в частности за счет распространения краткосрочных дисконтных нот (short term discount notes) и нот с плавающей процентной ставкой (floating rate notes) и взятия краткосрочных кредитов у эмиссионных банков в рамках открываемых ими кредитных линий. С 1989 г. МБРР перешел к более взвешенной валютной корзине своего пула, чтобы уменьшить курсовой риск ссудополучателей, несмотря на некоторое увеличение средней процентной ставки.
Кредитная политика МБРР и МАР. МБРРи МАР предоставляют ссуды и кредиты лишь для проектов, которые в экономическом и техническом плане безупречны и имеют высокий приоритет для экономического развития стран-должников.
Существенные отличия имеются в условиях отбора стран-кредитополучателей, а также самих займов. МБРРпредоставляет средства только в девизах (признанные на международном уровне средства платежа). МАР менее требовательна к целевому и эффективному использованию предоставляемых средств, чем МБРР.
Виды займов:
Особые инвестиционные ссуды (Specific Investment Loans). Они предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического обслуживания. Фактически именно ссуды такого рода относятся к проектным ссудам, и по-прежнему они преобладают в общем объеме займов (около 50%).
Секторальные операции (Sector operations). Под этим названием объединены различные ссуды, которые предоставляются для финансирования проектов в границах целевых секторов экономики, например, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т.п. Определение финансируемых объектов в рамках целевых секторов осуществляется правительствами стран-ссудополучателей по критериям, устанавливаемым Всемирным банком. Ссуды предоставляются либо непосредственно правительству (Sector Investment and Maintenance Loans), либо организациям, которые определяются правительством и фактически выступают посредниками между ним и конечным ссудополучателем, например, национальным обществам финансирования развития или аграрным фондам (Financial Intermediary Loans). К секторальным операциям относят также секторные займы структурной перестройки (Sector Adjustment Loans), предназначенные для решения общих задач в границах целевых секторов, которые могут возникнуть, например, при смене экономической политики. Часто средства по этим ссудам направляются на финансирование импортных операций.
Ссуды структурной реорганизации (бюджетозамещающие реабилитационные займы). Они введены с 1980 г. как помощь странам, испытывающим проблемы с платежным балансом, и предусматривают проведение широкого спектра мероприятий национального правительства. Критерии для выделения таких ссуд наиболее мягкие и состоят в представлении страной программы структурных преобразований, согласованной с Всемирным Банком и имеющей перспективы на успех.
МБРРпредоставляет также ссуды для преодоления последствий катастроф, например, землетрясений или засухи (так называемые Emergency Reconstruction Loans), однако значение их до настоящего времени невелико (около 1% всех выделяемых средств).
МБРР практикует также различного рода денежные сборы, например, для обещанных, но еще не предоставленных ссуд (0,25 %), для решения своих краткосрочных финансовых проблем.
3. Международная финансовая корпорация – первое дочернее общество МБРР– была создана в 1956 г. Штаб-квартира - в Вашингтоне. Руководство - Президент МФК одновременно президент группы МБРР. Акционерами МФК являются 182 страны.
Содействует развитию частно-экономической инициативы в развивающихся странах путем предоставления совместно с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных условиях. В отличие от МБРР и МАР, страны-члены должны полностью выплачивать подписанную ими долю, что отражает коммерческий характер МФК.
Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долгосрочных ссуд, участия в собственном капитале, гарантий, либо путем их комбинации. Финансовые условия кредитов МФК значительно более “жесткие”, чем у МБРР и МАР. Наибольшая часть ссуд МФК предоставляется на срок от 7 до 12 лет по твердым или плавающим ставкам в самых разнообразных валютах. Не требует государственных гарантий по предоставляемым средствам.
4. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (MAGI) – филиал МБРР, основано в 1988 году. Руководство: Председателем Совета Директоров является Президент Всемирного Банка. Цель: стимулирования потока инвестиций между странами-членами, особенно в развивающиеся страны,
Основная функция этого Агентства заключается в предоставлении гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в одной из стран-членов. К некоммерческим рискам, по которым MAGI предоставляет гарантии, относятся:
- ограничения на перевод валюты;
- экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения;
- нарушения договоров;
- война или гражданские беспорядки.
Международный центр по разрешению инвестиционных споров. Основан в 1966 году. Цель: посредничество и разрешение инвестиционных споров между правительствами и частными иностранными инвесторами. Председателем МЦРИС является Президент Всемирного Банка.
Европейский центральный банк (European Central Bank) — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.
Руководство: В состав дирекции входят 6 человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Совет управляющих состоит из членов Дирекции ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками. Традиционно четыре из шести мест занимают представители четырёх крупных Центробанков: Франции, Германии, Италии и Испании.
Главные функции банка:
· выработка и осуществление валютной политики зоны евро;
· содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими;
· эмиссия банкнот евро;
· установление основных процентных ставок.
· поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.
ФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки». Членами ФАТФ являются 34 страны и две организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны.
Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:
· по оценкам и имплементации;
· по типологиям;
· по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег;
· по обзору международного сотрудничества.
В настоящее время в мире существует 8 региональных групп по типу ФАТФ:
· Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);
· Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);
· Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД);
· Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);
· Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);
· Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ);
· Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);
· Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА).
Сходные с РГТФ функции имеет Оффшорная группа банковского надзора (ОГБН), что позволяет также причислить ее к региональным группам по типу ФАТФ.
Еще одна региональная группа — Группа Центральной Африки по борьбе с отмыванием денег (ГАБАК), которая имеет аналогичные с РГТФ цели и задачи, — пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной группы по типу ФАТФ.
Банк международных расчётов (БМР) (Bank for International Settlements (BIS)) — международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований.
Центральные банки ведущих торговых государств являются его учредителями, каждый назначает своего представителя в совет директоров; правление собирается не реже десяти раз в год. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле.
Целью банка является:
- содействие развитию сотрудничества между центральными банками,
- создание новых возможностей для международных финансовых операций и деятельность в качестве доверенного лица или агента при проведении международных платежных операций, переданных ему на основании договоров со сторонами-участниками.»
Банк международных расчётов был создан в 1930 году на основе Гаагского соглашения центральных банков 5 государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции) и конвенции этих стран со Швейцарией, где расположен банк международных расчетов (Базель), в связи с планом Юнга о репарациях, выплачиваемых Германией странам-победителям в первой мировой войне.
24. Операции на валютном рынке. Кассовые и срочные сделки. Валютные форварды, фьючерсы, свопы и опционы.
Валютными операциями обычно называют конверсионные сделки с валютой – сделки покупки одной стороной согласованной суммы средств в одной валюте за согласованную сумму средств в другой валюте, подлежащих поставке в согласованную дату валютирования. Дата валютирования (от англ. Value date) – дата зачисления средств на счет получателя.
1. Кассовые, с поставкой валюты в ближайшее время:
· TOD – в течение текущего дня;
· TOM – через 1 день (на следующий день);
· SPOT – через 2 дня (на третий день).
Для кассовых сделок характерными являются следующие признаки: короткий период осуществления, наличие у сторон сделки торгуемого актива, т.е. продавец и покупатель должны подтвердить в момент заключения соглашения об обмене наличие у них обмениваемых валют (на счету или в кассе).
Банк в процессе торговли валютой осуществляет сделки на базе обменного курса валют. При этом объявляется курс покупки (bid rate, BR) и курс продажи (offer rate, OR). Разница курсов (OR – BR) представляет собой прибыль по конверсионной операции. Относительная разница курсов покупки и продажи называется спрэдом
Кассовые сделки в основном предназначены для быстрого получения иностранной валюты с целью проведения с ней запланированных операций (оплата внешнеторгового контракта или финансового контракта, осуществление иностранных инвестиций и т.д.).
Правила кассовых сделок не зафиксированы в специальных международных конвенциях, однако, на мировом валютном рынке сложились обычаи проведения кассовых сделок:
- Исполнение платежей в срок от 1 до 3 дней без начисления процентной ставки на сумму поставляемой валюты.
- Заключение сделок на базе компьютерной торговли с подтверждением электронными извещениями в течении следующего рабочего дня.
2. Срочные валютные сделки – это валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке обусловленной суммы иностранной валюты через определенный срок после заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения.
Срочные, оговаривающие срок поставки валюты:
· простой форвард (аутрайт) (поставка валюты через определенный промежуток времени, более 3 дней);
· фьючерс (стандартная поставка валюты через определенный промежуток времени с фиксированной валютой, суммой, датой погашения);
· расчетные сделки (спекулятивные форварды и фьючерсы без поставки валюты);
· своп (одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения);
· репо (заем под залог ценных бумаг с одновременным соглашением об обратном выкупе) и обратное репо (предоставление кредита в иностранной валюте под залог ценных бумаг, с одновременном соглашением об обратной продаже ценных бумаг).