Фин. контроль – система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию фин. ресурсов, находящихся в распоряжении фед. правительства, а также региональных и местных органов власти.
Контроль:
- Предварительный (стадия рассмотрения проекта бюджета)
- Текущий (на этапе исполнения бюджета)
- Последующий (после завершения бюджетного года – стадия отчета об исполнении)
Задачи:
1. обеспечить экономическую безопасность гос-ва.
2. обеспечить контроль за формированием гос. доходов.
3. проверка выполнения гос.обязательств со стороны физ. и юр. лиц
4. проверка целевого использования бюджета
5. улучшение взаимодействия и координации деят-ти контролирующих органов в РФ
Методы финансового контроля это приемы и способы его осуществления.
1. Обследование
2. Инвентаризация
3. Проверка (документальная, камеральная)
4. Ревизия (комплексная проверка финансовой деятельности проверяемой организации)
5. Экономический анализ
|
|
Объекты контроля — средства федерального бюджета.
Субъекты контроля:
1. Органы гос. власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы)
2. Контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств.
3. Финансово-экономические службы предприятий и орг-ций.
4. Аудиторские фирмы
5. Неправительственные орг-ции
6. Налогоплательщики.
Осн. направления гос. финансового контроля:
1) контроль за полным и своевременным поступлением всех видов гос. доходов, страховых взносов в фед. внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита фед. бюджета;
2) контроль за своевременным финансированием расходов по объемам, структуре и целевому назначению.
Гос. финн. контроль - необходимость проведения не реже 1раза в год соотв-щими контрольными фин. органами.
Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение 1 мес. после выявления таких нарушений.
• Бюджетными полномочиями в РФ обладают финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, гос. и муниципального фин. контроля. Органы гос. и муниципального контроля осущ-ют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и гос. внебюджетных фондов.
• Главный распорядитель средств имеет право распределять средства фед. бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов фед.о бюджета. Он контролирует обеспечение целевого использования средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению гос. и муниципальных услуг.
|
|
• Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям. Он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет. МинФин РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в РФ и координацию деят-ти в этой сфере других фед. органов исполнительной власти.
• В РФ функционирует единая централизованная система органов Фед. казначейства, обеспечивающая организацию, осуществление исполнения и контроль за исполнением бюджета на счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы.
• Счетная палата РФ организует и осущ-т контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед. бюджета и бюджетов фед. внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, проводит фин. экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей бюджета и внебюджетных фондов, контролирует законность и своевременность движения бюджетных средств и др.
• Учреждения ЦБ РФ принимают и зачисляют средства, поступающие в доход бюджета, распределяют в установленных размерах доходы между звеньями бюджетной системы, выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов.
• Налоговый контроль в РФ осуществляют органы налоговой службы, таможенные органы, органы, осущ-щие контроль за уплатой гос. пошлины и др. сборов.
• Государственный таможенный комитет РФ относится к органам, обеспечивающим экономическую безопасность и защиту экономических интересов, единство таможенной территории, организацию таможенного дела, мобилизацию таможенных и других обязательных платежей в фед. бюджет