double arrow

Элементы налогов

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога — это юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Например: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога — доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Классификация налогов. Федеральные региональные и местные налоги.Права органов государственной власти субъектов РФ и органов власти муниципальных образований по введению соответствующих налогов.

Прямые личные налоги – это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реальных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуальный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние. Личные налоги взимаются у источника дохода или по налоговой декларации. К основным видам личных прямых налогов относятся: налог с доходов физических лиц, поимущественные налоги, налоги на прибыль и др.

Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, личные – в прогрессивных. Реальными налогами облагается валовый доход, который приносит имущество, а при личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном обложении государство становится, по существу, участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в момент реализации товаров или услуг. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком этих налогов становится потребитель (покупатель) товаров или услуг, облагаемых косвенными налогами. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является, по существу, сборщиком налога, налоговым агентом.

Акцизы представляют собой надбавку к цене товара или тарифа. Объектом обложения выступают, как правило, товары массового внутреннего производства (сахар, чай и т. д.), различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. Кроме товаров внутреннего производства акцизами в ряде случаев облагаются и импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране подвергаются подакцизному обложению, тем самым акцизы выполняют протекционную роль.

Федеральные налоги и сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,
  • водный налог.

Региональные налоги и сборы:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги и сборы:

  • земельный налог.

Существуют различные виды таможенных пошлин. В зависимости от цели применения они подразделяются на:

  • фискальные, выступающие в качестве средства бюджетных доходов;
  • протекционные и сверхпротекционные, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;
  • антидемпинговые, применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по низким ценам;
  • преференциальные – льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.
  • В настоящее время в РФ действуют две ставки НДС: 18 % и 10 % (для продуктов питания, детских товаров и т. д.).
  • В качестве объекта налогообложения выступает конечный стоимостный результат деятельности хозяйствующего субъекта, т. е. налогооблагаемая прибыль, получаемая из чистой прибыли путем соответствующих корректировок.
  • Ставка налога на прибыль РФ в настоящее время составляет 24 %.
  • Налог на доходы физических лиц. Заменяет подоходный налог, взимавшийся в 1992—2000 гг. По сравнению с утратившим силу с 1 января 2001 г. Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» перечень доходов, подлежащих налогообложению, существенно расширен.
  • Налоговые вычеты сгруппированы на: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
  • Введена единая ставка налога — 13 %. Для отдельных видов доходов (в частности — по банковским вкладам, договорам страхования) установлена ставка в размере 35 % и 30 % по дивидендам и доходам нерезидентов.

11.Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
Налогоплательщики - организации и физ. лица
Налогоплательщики имеют право:
1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Мин фина РФ, фин. Органов субъектов РФ и муницип. образований письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
3) использовать налоговые льготы.
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит на условиях, установленных НК;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных/взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным фед. законам;
12) обжаловать акты налоговых органов и действия/бездействие их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
15) и др.

Обязанности налогоплатильщиков (в соотв. со статьей 23 НК РФ):

1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена закон-вом о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений закон-ва о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бух. и налогового учета и других док-тов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в тч док-тов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;
8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
• об открытии/закрытии счетов - в течение 7дней
• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее 1месяца • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее 1 месяца • о реорганизации или ликвидации - в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соотв.с законодательством РФ.

Статья 31 НК РФ устанавливает права налоговых органов.
1) требовать документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;
3) производить выемку док-тов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими закон-ва о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК;
6) осматривать любые используемые налогоплательщиком помещения для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается МинФином РФ;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике. 8) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений закон-ва о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК;
10) требовать от банков док-ты, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, и с корр счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в кач-ве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юр. и физ. лицам лицензий на право осущ-ния опред. видов деят-ти;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения. - о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию ден. ср-в со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
15) и др.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Обязанности налоговых органов (ст 32 НК РФ):
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осущ-ть контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соотв. с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатную информировать о действующих налогах и сборах, формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;;
5) руководствоваться письменными разъяснениями МинФина РФ по вопросам применения закон-ва РФ о налогах и сборах;
6) сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соотв. счетов Фед. казначейства, а также доводить до налогоплательщиков сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;
7) принимать решения о возврате налогоплательщику суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10) представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика;
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
12) по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика
Налоговые органы несут также др. обязанности, предусмотренные НК и иными фед. законами.

Если в течение 2 мес. со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры кот. позволяют предполагать факт совершения нарушения закон-ва о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья 33 НК РФ обязанности должностных лиц налоговых органов:
1) действовать в строгом соответствии с НК и иными фед. Законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: