double arrow

Нормативно-правовое регулирование контроля на современном этапе


На современном этапе уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы контроля, а особенно финансового.

Субъектами контроля являются особые органы и организации, которые наделены контрольными функциями. Осуществлением общегосударственного контроля и ревизией занимаются законо­дательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения, госкомитеты, страховые организации, отделы местных Советов народных депутатов, министерства и ведомства, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.


Законодательные органы страны осуществляют контроль при утверждении и рассмотрении государственного прогноза со­циального и экономического развития народного хозяйства госу­дарственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируются целесообразность осущест­вления расходов, а также законность и эффективность использо­вания государственных средств. Финансовый контроль произво­дится законодательными органами через комитеты и комиссии, в основном через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.

При законодательных органах формируются также Контроль­ные палаты.

Можно выделить бюджетный контроль, который способству­ет разработке оптимальной бюджетной политики, обеспечиваю­щей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

В составе аппарата министерств финансов имеют место кон­трольно-ревизионные управления, а в территориальных финансо­вых органах — аппарат главного контролера-ревизора. Аппараты контролеров-ревизоров и контрольно-ревизионные управления проводят все виды ревизий производственно-финансовой дея­тельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют контроль при провер­ке, выдаче, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомитеты, гос­комиссии, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят контроль специальным ревизор­ским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль выполняется структурными подразделениями предприятий, ор­ганизаций. В основном в организациях, на предприятиях финан­совый контроль осуществляется главными (старшими) бухгалте­рами, работниками финансовых отделов.

Нельзя не отметить налоговые инспекции. Они являются ор­ганами оперативного финансового контроля. Систему налоговых органов возглавляет Государственная налоговая служба. На ме­стах налоговые инспекции подчиняются только своему выше­стоящему органу. Задачами налоговых служб являются:

1) обеспечение полноты и своевременности внесения в бю­
джет налоговых платежей;

2) контроль за соблюдением законодательства о налогах.
Налоговые инспекции одновременно осуществляют проверку

финансового состояния предприятия и организаций независимо


от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы.

В настоящее время контрольно-ревизионные органы Мини­стерства финансов Российской Федерации и Генеральная проку­ратура Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Рос­сийской Федерации в целях повышения эффективности органи­зации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организа­ции, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в обла­сти финансовой, бюджетной и валютной политики Российской Федерации, разработки совместных методических рекоменда­ций, указаний при осуществлении контрольных функций, при­нятии совместных мер по единообразному применению финан­сового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации (Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Фе­дерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Феде­ральной службой безопасности Российской Федерации при наз­начении и проведении ревизий (проверок)).

В соответствии с Положением под контрольно-ревизионны­ми органами Министерства финансов Российской Федерации понимаются: Департамент государственного финансового кон­троля и аудита; контрольно-ревизионные управления Министер­ства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Главное управление федерального казначейства Министер­ства финансов Российской Федерации и управление федерально­го казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации взаимодействуют с право­охранительными органами в рамках своей компетенции.

Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ре­визионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным исполь­зованием и сохранностью средств федерального бюджета, госу­дарственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.

При организации и проведении ревизий работники контроль­но-ревизионных органов руководствуются Конституцией Рос-


сийской Федерации, федеральными конституционными закона­ми, федеральными законами, указами и распоряжениями Прези­дента Российской Федерации, постановлениями и распоряже­ниями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 273, приказами, инструкциями, нормативными правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти. Иногда возникает необходимость получения новых сведе­ний, которые не были исследованы в процессе ревизии, тогда правоохранительный орган может в установленном порядке об­ратиться в контрольно-ревизионный орган по вопросу проведе­ния дополнительной ревизии (проверки).

При этом вопрос направления конкретных проверяющих ре­шается по согласованию сторон.

При необеспечении правоохранительным органом условий, руководство контрольно-ревизионного органа вправе принять доводимое до правоохранительного органа решение о приостано­влении проведения ревизии (проверки) как в целом, так и отдель­ных ее вопросов, до устранения препятствий. Для усиления кон­троля за реализацией материалов и проведением ревизий (проверок) правоохранительные и контрольные органы в рамках работы межведомственной группы ежеквартально проводят вза­имные сверки и уточнения итогов совместных мероприятий.

Материалы с результатами этих сверок направляются в выше­стоящие органы в составе статистической (ведомственной) отчет­ности. При рассмотрении данного вопроса также необходимо вы­делить то, что в настоящее время Правительство РФ рассчитывает наделить Федеральную службу по финансовым рынкам полномочиями по нормативно-правовому регулирова­нию, контролю и надзору на всех секторах финансового рынка, в том числе в страховой и банковской сферах. Именно об этом го­ворится в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006—2008 гг. Этот документ утвержден распоря­жением правительства 1 июня 2007 г.



Сейчас читают про: