Структура экономических служб предприятия

Введение

 

Выпускная квалификационная работа по теме: «Организация системы управления планово-экономического отдела  ОАО «ОКБМ»», сделана в рамках плана обучения в Нижегородском Институте Менеджмента и Бизнеса на факультете менеджмента и маркетинга по специальности менеджмент организации и является завершающей его частью.

Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, обусловлена определяющей ролью управления в решении проблем, связанных с функционированием и развитием предприятий. Эта роль приобретает особую значимость в современных условиях для предприятий оборонного комплекса, которые оказались в наиболее сложном положении в связи с ликвидацией централизованной системы управления, под которой они находились на протяжении всего периода существования Советского Союза. Анализ существующего положения в сфере управления ОАО «ОКБМ»; ПЭО и экономических служб - безусловно, заслуживает пристального внимания.

Целью исследования квалификационной работы является подробный анализ структуры управления предприятия с выявлением её сильных и слабых сторон. На основе этого анализа предлагается ряд мероприятий, связанных с организацией системы управления ПЭО и экономических служб, и предприятия в целом, реализация которых поднимет эффективность функционирования системы управления.

Задачи данной квалификационной работы:

-исследовать основные направления  системы управления ОАО «ОКБМ»;

-исследовать основные направления системы управления планово-экономического отдела  ОАО «ОКБМ»;

-разработать предложения по организации системы управления, действующей структуры ПЭО;

Объектом изучения является планово-экономический отдел, структурное подразделение Опытного Конструкторского Бюро Машиностроения («ОКБМ»), образованного в 1947 году, с целью создания атомной техники военного и гражданского назначения. ОАО «ОКБМ» является ведущим предприятием атомного машиностроения и выполняет конструирование, опытно-экспериментальные работы, испытания, а также авторское сопровождение при изготовлении, монтаже и эксплуатации оборудования, систем и самих атомных реакторных установок различного назначения, в том числе и атомных электростанций. В состав предприятия входит конструкторское отделение, научно-исследовательский испытательный комплекс и опытно-производственная база.

Предметом изучения является система управления ПЭО ОАО «ОКБМ».

При выполнении выпускной квалификационной работы были изучены модели проектирования работы и построения организационной структуры, обеспечивающей выполнение необходимых функций.

 

 

                                                                

 

 

Анализ системы управления планово-экономического отдела (ПЭО) в структуре ОАО «ОКБМ»

 

"Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения («ОКБМ») им. И.И. Африкантова" образовано постановлением правительства СССР от 1 марта 1947 года на базе КБ Горьковского машиностроительного завода как Особое конструкторское бюро («ОКБ») по созданию оборудования для атомной промышленности. Позднее, в связи со значительным расширением тематики и объема работ «ОКБ» по созданию ядерных реакторов различного назначения, оно было выделено из состава Горьковского машиностроительного завода и с 1 января 1964 года подчинено Государственному комитету по использованию атомной энергии СССР. В последние годы «ОКБМ» подчинено министерству Российской Федерации по атомной энергии. В 2000 году «ОКБМ» присваивается имя И.И. Африкантова - главного конструктора (с 1959 г.) и начальника (с 1954 по 1969 г.г.) «ОКБМ».

Миссия «ОКБМ» сегодня заключается в создании наукоемких инновационных технологий, продукции и услуг мирового уровня, в первую очередь, в интересах развития атомной энергетики. На это направлены основные задачи «ОКБМ» на 2011 год - новые разработки и стратегия развития предприятия, предусматривающая модернизацию производства, расширение экспериментальной базы «ОКБМ» и увеличение объема поставок оборудования для действующих и строящихся объектов атомной энергетики и флота.

Таблица 1.                 Цели и задачи ОАО «ОКБМ» на 2010-2015гг.

Цели    Задачи
1. Обеспечение выполнения заданий в части корабельных и промышленных реакторов. • Разработка, изготовление, комплектная поставка, сопровождение эксплуатации промышленных реакторов. • Создание научно-технического задела для объектов ВМФ нового поколения. • Реализация спецпроектов Росатома и Минобороны.  
   
2. Выполнение комплекса работ в обеспечение развития атомного энергопромышленного комплекса. • Разработка, изготовление и комплектная поставка оборудования для энергоблоков АЭС. • Обеспечение безопасной эксплуатации.
3. Выполнение комплекса работ в обеспечение развития экспортного потенциала атомного энергопромышленного комплекса. • Поставки через АЭС насосного оборудования и оборудования систем безопасности для энергоблоков в КНР и Индии. • Выполнение комплекса работ по быстрым реакторам в КНР. Комплекс работ по АЭС с энергоблоками в Республике Казахстан и др.  
4. Разработка проектов и оборудования в обеспечение инновационного развития отрасли. • Работы по совершенствованию топлива для энергоблоков.
   

 Прошу у вас цели на 2011 год в количественном выражении, а вы мнек пишите стратегические цели развития предприятия

Если рассмотреть структуру предприятия в сравнении с "классическим предприятием", которое состоит из четырех основных функциональных блоков: производство, финансы, маркетинг, кадры, понятно, что предприятие развивалось только как производство. Все остальные функциональные блоки "классического предприятия" (маркетинг, финансы, кадры) либо находились на правах вспомогательных служб (финансы, кадры), либо отсутствовали совсем (маркетинг).

Структура предприятия представлена на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Структура предприятия

Производство.

Основной деятельностью предприятия всегда были научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Это и определило наличие трех основных составляющих производственного блока предприятия:

· конструкторское отделение;

· научно-исследовательский комплекс;

· опытное производство.

Маркетинг.  Может нам его убрать??????

Блок "маркетинг" в данное время представлен только структурно. Отсутствие функции маркетинга на предприятии в явном виде, обусловлено "привычкой" предприятия работать в условиях стопроцентного государственного заказа, а все маркетинговые мероприятия, которые могут быть полезны при работе с государственным заказчиком, входят в компетенцию высшего руководства.

Некоторые маркетинговые функции на предприятии исполняют ведущие инженеры, особенно, когда выросла доля работ по неядерной тематике. Занимаясь поиском работ, ведущие инженеры проводят своеобразные "исследования рынка и продвижение товара". Наиболее активные из них, составляют бизнес-планы, пытаются найти финансирование.

Кадры.

Блок "кадры" представлен отделом кадров, выполняющим чисто формальную работу по устройству и увольнению работников и группой планирования оплаты труда в рамках планово - экономического отдела. Ни о какой кадровой политике предприятия пока нет и речи. Очевидно, что это недопустимо для успешного функционирования предприятия в современных условиях и заниматься этим вопросом необходимо, причем решать проблему надо в комплексе с реорганизацией предприятия. Отдел кадров подчинен заместителю директора по управлению персоналом и социальным вопросам.

Кроме четырех перечисленных блоков есть ряд служб и подразделений вспомогательного характера. Это служба качества, хозяйственные службы, службы безопасности и режима, подразделение информатики и т.п.

Подробная организационная схема ОАО «ОКБМ» представлена в Приложении 1. 

 

Прежде чем рассматривать структуру планово-экономического отдела, необходимо уяснить, что ПЭО входит в состав экономических служб предприятия, которые представлены:

· бухгалтерией;

· финансовым отделом;

· отделом по управлению имуществом;

· планово - экономическим отделом.

Структура экономических служб предприятия

Главная бухгалтерия.

Бухгалтерия сформировалась за последние десять лет путем экстенсивного развития. Функциональные группы создавались в бухгалтерии по мере появления новых функций. Структурно состоит из групп, определенных видами осуществляемого на предприятии бухгалтерского учета:

· группа учета материалов;

· группа расчета заработной платы;

· группа по учету производственных затрат;

· валютная группа;

· финансовая группа;

· налоговая группа. 

По результатам анализа можно отметить следующее:

♦ кроме традиционных для бухгалтерии учетных функций бухгалтерия ведет оперативную финансовую работу и пытается осуществлять некоторые функции финансового планирования;

♦ несмотря на большой штат и компьютеризацию, бухгалтерский учет ведется не оперативно;

♦ налицо пересечение функций финансового планирования с планово-экономическим отделом.

Финансово - аналитический отдел.  

Подразделение создано с целью наладить финансово - аналитическую работу на предприятии. Сейчас подразделение находится в стадии определения порядка работы, подчинено заместителю директора по экономике.

Отдел по управлению имущественным комплексом.

Отдел создан в текущем году. Его создание вызвано предстоящим акционированием предприятия. Основная задача подразделения - обеспечить эффективное использование имеющихся у предприятия основных фондов, как производственного характера, так и основных фондов социальной сферы. Подчинено заместителю директора по экономике.

Планово-экономический отдел (ПЭО).

Отдел является структурным подразделением предприятия, подчиняется заместителю директора по экономике и обеспечивает организацию перспективного и текущего технико-экономического планирования работы предприятия и его подразделений, организацию работы по подготовке и оформлению договорной документации. Начальник отдела имеет высшее экономическое образование и практический стаж работы на экономических и руководящих должностях.                      

ПЭО пользуется в своей деятельности следующими нормативными и руководящими документами:

· действующим законодательством;

· постановлениями правительства;

· приказами Министра атомной промышленности;

· государственными стандартами;

· стандартами предприятия;

· распоряжениями и указаниями руководства предприятия.

Основные задачи ПЭО.

1. Организация перспективного и текущего технико-экономического планирования и управления работами подразделений и предприятия в целом, участие в работе по организации автоматизации процессов АСУ планирование и управления НИОКР.

2. Организация подготовки и оформления договорной документации на выполнение работ с заказчиками и контрагентами.

3. Организация работ по ценообразованию и методическое руководство работой подразделений предприятия в области ценообразования и расчета экономического эффекта, составление типовых нормативов для технико-экономического планирования и ценников.

4. Организация нормирования труда специалистов, рабочих и служащих; методическое руководство подразделениями предприятия в области технико-экономического планирования, нормирования и оплаты труда; организация пересмотра норм и нормативов с целью обеспечения роста производительности труда.

5. Внедрение прогрессивных форм организации и оплаты труда и материального стимулирования.

6. Организация статистической отчетности предприятия; обеспечение отчетности предприятия по труду, по перспективным и годовым планам.

7. Организация работ по экономическому анализу и технико-экономических показателей деятельности предприятия.

8. Разработка и ведение стандартов предприятия в системе ИСО 9001 по принадлежности работ отдела.

Структура ПЭО.

ПЭО возглавляет начальник отдела, имеющий одного заместителя. ПЭО состоит: см. Таблицу 2.  Состав ПЭО.

Наименование Функции
1. Бюро планирования и методологии управления проектом. Обеспечивает тематическое планирование и отчетность структурных подразделений предприятия, методологическое руководство всеми подразделениями предприятия в области управления проектом.
2. Бюро договоров №1 и №2. Обеспечивают оформление договорной документации на работы преимущественно оборонного назначения, выполняемые предприятием и его контрагентами.
3. Бюро нормирования, разработки нормативов и норм. Обеспечивает организацию нормирования труда рабочих и служащих, анализ плановой и фактической трудоемкости разработок при изготовлении изделий и стендов, нормирование договорных (контрактных) работ.  
4. Бюро цен и анализа себестоимости работ. Обеспечивает разработку материалов для согласования договорных цен на НИОКР и услуги, сравнение фактических затрат с плановой себестоимостью, анализ затрат в разрезе договоров, открытие заказов.  
5. Бюро организации труда, заработной платы и материального стимулирования. Обеспечивает планирование и организацию оплаты труда рабочих и служащих, штатную дисциплину.
6. Бюро нормирования технологических процессов. Обеспечивает трудовое нормирование операций технологических процессов, разработку сводных ведомостей трудозатрат по заказам.
7. Бюро организации и контроля исполнения раздела 1 и 2 тематического плана. Обеспечивают оформление, сопровождение и корректировку контрактов, сетевых план-графиков по закрепленным за бюро работам в соответствии с тематическим планом.

 

Таким образом, бюро централизованного нормирования и планирования, обычно относящиеся к отделу организации труда и заработной платы (ООТиЗ), оказались в ПЭО по причине расформирования первого.

Бюро централизованного нормирования работает в непосредственной связи с бюро ценообразования и представляет основу для расчета цены продукции. Вторая особенность - присутствие в структуре ПЭО двух бюро договоров, обусловлено спецификой предприятия.

Бюро договоров №1; №2 - оказывают техническую и консультативную помощь по экономическим вопросам ведущим инженерам при организации договорных отношений с заказчиками и контрагентами. Осуществляя оформление, учет, обработку и хранение договорной документации поддерживает информационную базу для осуществления внутреннего текущего планирования деятельности предприятия и подразделения.

 

Структура ПЭО

       

Рис. 2. Структура ПЭО.

Функции ПЭО

 

Рис. 3. Функции ПЭО.

Функции ПЭО просто расписать, убрать из таблицы

Выводы.

Установлено методом диагностического анализа, что структура предприятия сильно централизована, имеет большое количество служб вспомогательного характера и плохо согласуется с представлениями менеджмента об уровнях и масштабах управляемости и контроля. Для высшего звена руководства, число подчиненных у руководителя не должно превышать семи. [2, стр.243.].  В противном случае руководитель будет вынужден заниматься только текущей работой, тогда как на оперативные задачи, в рабочем графике высшего руководства, должно отводиться не более 15% рабочего времени, остальное время должно посвящаться решению стратегических и тактических задач по 60% и 25% соответственно. [2, стр.267.].

Выявлено, что ПЭО состоит из нескольких бюро, которые выполняют функции планирования,  учета и ценообразования.

Анализ функционирования подразделения показал:

· комплексный анализ хозяйственной деятельности не проводится;

· методическая работа ведется только по мере необходимости;

· учет экономической информации автоматизирован частично;

· отсутствует юридическая поддержка в договорной работе.

Для оптимизации работы ПЭО необходимо провести следующие мероприятия:

1. Провести ревизию деятельности ПЭО;

2. Осуществить необходимую структурную перестройку какую например, напишите конкретно!!!!!!!!!;

3. Осуществить комплексную автоматизацию ПЭО.

Я надеюсь я увижу это в СВОТ-анализе нелостатки

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: