double arrow

Типы конкуренции

Для того чтобы успешно функционировать на рынке рознич­ных услуг, руководству магазина необходимо хорошо разби­раться в том, какая ситуация складывается в его сегменте и на рынке в целом, уметь прогнозировать возможные изменения, которые могут существенно повлиять на его финансовые пока­затели, уметь приспосабливаться к этим изменениям, быстро реагировать на действия конкурентов. Руководство предприятия розничной торговли должно четко знать типы рынков и типы конкуренции, существующей на них.

Типом, или моделью, рынка называют особую рыночную ситуацию, значительно отличающуюся от других по таким фак­торам, как число продавцов, тип продукции, контроль над ценой и условиями (барьерами) входа/выхода на рынок.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монопо­листическую конкуренцию и олигополию.

Чистая конкуренция действует тогда, когда множество роз­ничных торговцев предлагают стандартизированный продукт. Данная ситуация часто наблюдается на открытых рынках, важ­ными конкурентными преимуществами здесь становятся уровень цен и месторасположение.

Чистая монополия формируется тогда, когда есть только один продавец продукта. Эта модель рынка, как правило, характерна для таких товаров и услуг, которые считаются жизненно необходимыми для сообщества, например водоснаб­жение, электроснабжение и телефонная связь. В условиях мо­нопольного рынка маркетинг играет незначительную роль, по­скольку рынок регулируется федеральным правительством или региональной властью. Государственное регулирование в усло­виях монополии обычно направлено на ценовую защиту покупа­теля. С точки зрения торгового маркетинга, например, подобная ситуация возможна в труднодоступных районах страны (районы Крайнего Севера).

Монополистическая конкуренция характеризуется сравни­тельно большим числом продавцов, которые предлагают диффе­ренцированные продукты. Дифференциация является основой для создания благоприятных условий продажи и обновления торговых услуг. Именно в этой рыночной ситуации особенно значимым становится использование торгового маркетинга, оку­паются дополнительные затраты, связанные с продвижением торговой марки магазина, его продукции (торговых услуг), необходимы сегментирование базового рынка и правильное по­зиционирование, брэндинг. Данная модель свойственна рынкам розничных услуг Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.

Олигополия складывается в условиях, когда несколько ком­паний контролируют значительную часть рынка. Действия про­давцов взаимозависимы. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами. Продукт на данном рынке может быть дифференцирован или стандартизи­рован. До недавнего времени такая ситуация в России была свойственна рынку товаров повседневного спроса, ориентиро­ванному на население со средним и выше среднего уровнем дохода, который контролировался сетями «Рамстор», «Седьмой континент» и «Перекресток».

Важнейшие тины рыночной конкуренции характеризует табл. 9.1.

Тип рынка, на котором функционирует предприятие, суще­ственно влияет на его действия: в условиях монополистической конкуренции особенно важно использование приемов и инстру­ментов маркетинга, в то время как олигополия предполагает концентрацию внимания на действиях конкурентов. Не менее важно знание о том, какие типы конкуренции свойственнь рынку розничных услуг.

С точки зрения форматов розничной торговли обычно выде­ляют три типа конкуренции: внутреннюю, межтиповую перехватывающую.

Внутренняя конкуренция возникает тогда, когда два и; более примерно одинаковых предприятия розничной торгов; завоевывают одного и того же покупателя. Это наиболее расщ страненный тип конкуренции. Он отражается ситуацией, в к£ торой, например, домохозяйка решает, приобрести ей молоко магазине рядом с домом или в центре города, по дороге

Таблица 9.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: