Претензии по поводу толкования аята

Первая претензия: Хадис о том, что Али ибн Аби Талиб является наставником на истинный путь, на самом деле слабый и не заслуживает внимания. Поэтому приводить его в качестве толкования упомянутого выше аята бесполезное дело.

Ответ: Этот хадис, который является толкованием 7-ого аята суры «Гром», привели в своих трудах немалое количество суннитских ученых, среди которых присутствуют такие выдающиеся личности как Ахмад ибн Ханбал, Фахр Рази, Табари, ибн Асакир. А Хаким Нишабури после упоминания этого хадиса пишет, что цепочка его передатчиков полностью соответствует условиям Бухари и Муслима. Только Али Асгар Ризвани, современный шиитский исследователь, приводит ссылки на сорок авторитетных ученых суннитского направления, которые привели этот хадис в своих трудах. Данный хадис является абсолютно достоверным, и в суннитских источниках дошел до нас множеством путей. А в шиитских источниках передатчики этого хадиса столь многочисленны, что никто даже не сомневается в его истинности и достоверности.

Вторая претензия: Часть суннитских ученых утверждает, что этот аят не имеет в виду наставничества одних только имамов из пророческого рода, а подразумевает наставничество всех сподвижников и ученых исламской общины. И Пророк Ислама упомянул Имама Али лишь в качестве примера, как одного из подобных наставников.

Ответ: Если бы Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) в толковании смысла данного аята действительно хотел сказать, что наставниками на истинный путь являются сподвижники и ученые, то, несомненно, он бы так и сказал. Но в толкованиях этого аята отсутствуют хадисы, указывающие на это. И наоборот, существует значительное количество пророческих хадисов, в которых говорится, что наставниками на истинный путь после Пророка являются двенадцать имамов из рода Бани Хашим, первый из которых Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ним). Если допустить, что данное утверждение верно, и что наставниками на истинный путь, о которых говорится в аяте «Наставление», являются исламские ученые, то невольно возникает вопрос: А ученые какого из исламских течений являются теми наставниками, которые наставят всю общину на единственно верный путь? Ведь никто не будет отрицать, что вскоре после смерти Посланника Аллаха мусульманская община раскололась на множество идеологических течений, и ученые каждого из них утверждают, что именно их убеждения являются истинными. В этом случае перед рядовыми мусульманами встает неразрешимая задача, за кем же из ученых последовать? Поэтому самое правильное толкование смысла данного аята сводится к тому, что в каждую эпоху существует один божественный руководитель, который наставляет на истинный путь все человечество, если конечно люди сами примут это наставничество.

Помимо всего вышесказанного внешний смысл самого аята, который ниспослан на арабском языке, указывает на то, что в каждую эпоху наставником является лишь один человек. Слово «наставник» в арабском оригинале 7-ого аята суры «Гром» упоминается без артикля «аль», что указывает на единственность наставника для каждого времени. Если бы наставников было много, то есть если бы ими были все сподвижники и ученые, то это слово было бы употреблено с артиклем «аль».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: