Тавассуль сподвижников

В суннитских сборниках хадисов описан следующий случай. Некий мусульманин пришел с просьбой к халифу Усману ибн Аффану, но тот не придал ему должного значения. На обратном пути он встретил Усмана ибн Ханифа (который и является передатчиком этого хадиса). Мусульманин поделился с ним своими трудностями и Усман ибн Ханиф велел ему: «Приготовь воду и соверши малое омовение, а затем иди в мечеть и выполни два раката молитвы. После этого возьми Посланника Аллаха посредником и скажи: «О Аллах, я обращаюсь к тебе посредством пророка Твоего – Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), пророка милости. О Мухаммад, я обратился к Господу посредством тебя, исполни мою просьбу». Усман ибн Ханиф рассказывает: «Этот человек выполнил все так, как я сказал ему, а затем отправился к дому Усмана ибн Аффана. Как только он подошел к дому, слуга проводил его к халифу. Халиф оказал ему уважение и почести, наилучшим образом разрешил его трудности и затем сказал: «Я только что вспомнил о твоей просьбе. Если впредь у тебя возникнут трудности, то приходи ко мне…» Усман ибн Ханиф продолжает: «То, что я велел ему, я не выдумал от себя. Однажды я находился возле Посланника Аллаха. К нему подошел человек с плохим зрением и пожаловался на свои глаза. Посланник Аллаха вначале порекомендовал ему терпеть, но тот желал исцеления. Тогда Пророк велел ему сделать то же самое, что я велел сделать этому мусульманину. После этого к нему вернулось зрение».[446]

Однажды в Медине случилась сильная засуха. Группа мусульман пришла к Аише и пожаловалась на свои беды, возникшие в связи с засухой. Она сказала им: «Идите к могиле Посланника Аллаха и откройте оттуда дверцу к небесам, чтобы между его могилой и небесами не было преград». Они направились к могиле Посланника Аллаха, совершили тавассуль, после чего Всевышний Аллах даровал им дожди, вследствие которых выросла трава и поправились верблюды.[447]


Бада (изменение предопределения)

Последователи некоторых исламских течений ошибочно полагают, что убежденность шиитов в истинности принципа «бада» является нововведением и ересью, хотя это совсем не так. «Бада» или изменение предопределения – это одно из несомненных учений исламской религии, находящее подтверждение как в Священном Коране, так и в хадисах от безгрешных предводителей исламской общины. Следует сразу сказать, что все без исключения мусульмане разделяют веру в этот принцип, просто не все называют его «бада», что и послужило причиной возникновения очередной клеветы в адрес последователей безгрешных имамов.

В лексическом значении «бада» – обнаружение после утаивания. В терминологическом значении данное слово используется шиитами для обозначения изменения предопределения, когда Всевышний Аллах заменяет судьбу человека другой судьбой, что в большинстве случаев зависит от деяний самого человека. Для того чтобы ответить на вопрос является ли ересью вера в возможность изменения предопределения, необходимо сказать несколько слов о самом предопределении. Согласно исламскому учению, божественное предопределение относительно человека бывает двух видов:

1. Неизбежное предопределение, которое не подвергается каким-либо изменениям.

2. Предопределение, которое при стечении ряда обстоятельств поддается изменениям. То есть с изменением некоторых условий на место одного предопределенного приходит другое предопределение.

Принимая во внимание вышесказанное, необходимо еще раз сказать, что вера в принцип «бада» является неотъемлемой частью исламского вероучения. «Бада» это изменение человеком своей судьбы, которое достигается совершением в жизни тех или иных деяний. Абсолютно все исламские течения придерживаются веры в принцип «бада», все они признают возможность изменения божественного предопределения. Отличаются они между собой лишь тем, что не все они называют это изменение словом «бада». Но это не наносит вреда непосредственно самому принципу, так как в этом случае важно не название, а содержание и смысл данного учения.

Итак, вера в «бада» или в возможность изменения предопределения базируется на двух основах:

Первая основа. Всевышний Аллах обладает абсолютной силой и бесконечным могуществом, все в мире подчинено Ему. Он может изменить любое предопределенное им событие. Как только пожелает, Он может вместо одного предопределенного установить другое предопределенное. У Него хватает на это сил и мощи. Он делает это, наперед зная оба предопределения, то есть, зная и прежнее предопределение и новое, ибо знания Аллаха не поддаются изменению, они вечные. Имам Казим (да будет мир с ним) говорил: «Всевышний Аллах всегда обладает знанием о происходящем в мире, что до его возникновения, что после». [448]

Прежнее (измененное) предопределение не ограничивает мощь Аллаха, не принуждает Его к чему-либо. Иудеи, жившие в эпоху Посланника Аллаха, говорили: «Руки Аллаха связаны». [449] Но аяты Священного Корана опровергают данное ошибочное утверждение, они говорят нам, что никто и ничто не может ограничить силу и мощь Аллаха, Ему подвластно абсолютно все. В продолжение аята сказано: «Его руки распростерты»,то есть ничто Его не удерживает и никто Его не принуждает. Иными словами, Всевышний Аллах постоянно и беспрерывно применяет свое могущество, Он беспрерывно созидает и творит. В соответствии с аятом Корана «Каждый день Он за делом»,[450]Всемогущий Господь никогда не отходит от дел мироздания и Его созидательная деятельность никогда не прекращается.

Шейх Садук в своей книге «Таухид» приводит хадис от Имама Садика (да будет мир с ним), который служит толкованием аята: «И сказали иудеи: «Руки Аллаха связаны». Имам сказал: «Иудеи не воспринимали буквально то, что руки Аллаха связаны. Они были убеждены в том, что Всевышний отошел от дел сотворения и созидания, и что Он больше не имеет отношения к увеличению или уменьшению благ и надела. Однако в опровержение их речей Всевышний Аллах сказал: «У них связаны руки, и прокляты они за то, что говорили. Нет, Его руки распростерты, расходует Он так, как пожелает». Далее Имам добавил: «Разве вы не слышали слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Отменяет Аллах, что желает, и утверждает. И у Него мать Книги». [451]

Таким образом, исламское вероучение прежде всего основывается на принципе безграничного могущества, абсолютной силы и никогда не прекращающейся созидательной деятельности Всевышнего Аллаха. Всемогущий Господь способен в любое время, как только пожелает, произвести изменения в судьбе человека. Он может заменить одну судьбу, которая была предопределена человеку, другой судьбой. И оба эти предопределения были записаны в охраняемом свитке, который в аятах Корана упоминается как «мать Книги». И Всевышний Аллах изначально знал, что одно предопределение сменится другим предопределением.

Вторая основа. Мудрый Аллах даровал человеку свободу выбора и возможность самоопределяться. Ислам не учит своих последователей фатализму, поэтому часть изменений в судьбе человека зависит от его собственных поступков, ведь он обладает свободой выбора и самостоятельностью в решениях и действиях. Своими достойными или недостойными деяниями люди сами подготавливают почву для дальнейшего изменения своей судьбы и замены одного предопределенного на другое. Давайте представим человека, который не соблюдает прав своих родителей, не заботится о них, не оказывает им должного уважения. Естественно, такое недостойное поведение обязательно отразится на его судьбе, это повлечет за собой отрицательные последствия в его жизни. Но если он раскается в своем неблаговидном поступке, а затем начнет прилагать усилия в выполнении своих обязанностей по отношению к родителям, то в этом случае он подготовит благоприятную почву для изменения своей судьбы. То есть, на место прежней предопределенной судьбы придет другая судьба. И все это по причине изменения отношения к родителям. Именно подобные случаи подразумеваются в аяте «Отменяет Аллах, что желает, и утверждает».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: