Имам и имамат

Имам в переводе с арабского языка означает руководитель, а имамат соответственно руководство. Вопрос об имаме и имамате когда-то расколол мусульманскую общину на два течения – шиитов и суннитов. Разногласие по поводу имамата и руководства общиной является главным камнем преткновения между мусульманами обоих исламских течений, а все остальные существующие расхождения между ними проистекают из данного вопроса. Для начала считаем необходимым разобрать, что значит имам для суннитов, а затем посмотрим, какого мнения об имаме придерживаются шииты, что и является главной целью данной статьи.

Имам последователями суннитского течения воспринимается как руководитель государства, избранный народом или пришедший к власти иным путем, а также как религиозный ученый, руководитель коллективной молитвы и мечети. В отношении руководителя государства суннитами также применяется термин халиф, как синоним слова имам. К руководителю государства предъявляется ряд требований, которые неизменно должны быть соблюдены. Он должен быть мусульманином, лицом мужского пола, здравомыслящим, совершеннолетним и желательно справедливым. В его обязанности входит политическое управление государством и управление мирскими делами исламской общины.

В шиитском вероучении имам и имамат имеют иное значение. Начнем с того, что согласно шиитскому вероучению Всевышний Аллах избирает из всего человечества наилучших его представителей и возводит их в ранг пророков, посланников и имамов.

Пророк (наби) – это человек, получающий от Аллаха божественное откровение.

Посланник (расуль) – это человек, получающий от Аллаха божественное откровение и доносящий его до остального человечества.

Имам – это человек, который воплощает в жизнь откровение, полученное пророком и посланником.

Один и тот же человек может быть одновременно и пророком, и посланником, и имамом. Такими людьми, например, были Пророк Ибрагим, Пророк Муса, Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род). Как пророки они получали откровение от Всевышнего Аллаха. Как посланники они доносили до людей божественное учение и разъясняли его им. Как имамы они воплощали в жизнь полученное небесное учение, устанавливая на земле божественные законы, охраняя их и совершенствуя. Таким образом, имамат это логическое продолжение пророческой и посланнической миссии небесных пророков. Однако необязательно чтобы имам непременно был пророком и посланником. Двенадцать безгрешных имамов из рода последнего Посланника Аллаха, чьими последователями являются шииты, не были пророками и посланниками. Они не получали новых откровений, ибо Священный Коран был уже полностью ниспослан, исламская религия достигла совершенства, а цикл пророчества завершился с уходом в мир иной Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Но все они продолжали воплощать в жизнь учение, полученное их великим предком. Они разъясняли человечеству основы и все аспекты истинного небесного учения. Они давали верное толкование аятам Священного Корана. Они объясняли людям их обязанности, исходя из условий каждой эпохи. Они защищали религию от всяческих искажений и вмешательства некомпетентных лиц. Они наилучшим образом по всем направлениям руководили теми мусульманами, которые, вняв повелению Всевышнего Аллаха и Его Посланника, последовали за ними.

Таким образом, в отличие от суннитов шииты не считают своих имамов просто руководителями государства или главами коллективной молитвы. Безгрешные имамы для них это божественные руководители, которых избрал сам Всевышний Аллах и обязал все человечество подчиняться им. Они духовные, политические и общественные предводители мусульманской общины, они источник религиозных знаний и гарант сохранности исламской религии. Они не привносят в религию что-либо новое, ничего не прибавляют и не убавляют, а лишь продолжают дело, начатое Посланником Аллаха, ведь с его смертью община не перестала нуждаться в справедливом, безгрешном, мудром и знающем предводителе.

Вопреки представлениям многих людей, шииты не спорят с суннитами только из-за политической власти после смерти Посланника Аллаха, ведь имамат это не просто политическое руководство, а духовное, стремящееся довести до совершенства мирскую и загробную жизнь человечества. А эту великую цель можно достичь лишь в том случае, если руководитель будет обладать такими качествами, как безгрешность, защищенность от ошибок и просчетов, высочайшими знаниями и наилучшей нравственностью и моралью. Обычный человек, не обладающий подобными качествами, никогда не сможет вести за собой все человечество и даже одну общину. Поэтому шииты говорят, что имам должен быть наделен этими качествами свыше и должен быть представлен для людей самим Всевышним Творцом. Именно по этой причине имамат или другими словами божественное руководство двенадцати безгрешных имамов является одной из основ шиитского религиозного учения, вытекающей из другой основы – пророчества небесных посланников.

Шейх Мухаммад Рида Музаффар писал в «Аль-акаидуль-исламийа»: «Мы убеждены, что имамат относится к основам религии, а вера, лишенная убежденности в этой основе, не будет являться полноценной верой. Мы считаем невозможным следовать в этом вопросе предкам, родственникам и иным лицам, пусть даже они будут великими и уважаемыми личностями. Мы считаем, что каждый человек обязан разобраться в вопросе божественного руководства так же, как он обязан сделать это в вопросах единобожия и пророчества… Мы убеждены, что имамат подобно пророчеству является милостью Аллаха к человечеству. Необходимость требует, чтобы в каждую эпоху на земле существовал божественный руководитель, который является наместником Посланника Аллаха. Руководитель, который будет исполнять обязанности Посланника Аллаха по наставлению человечества на истинный путь и к счастью в обоих мирах. Так же, как Пророк, имам обладает абсолютной властью над людьми, он устанавливает на земле справедливость и сводит на нет тиранию. Таким образом, имамат это продолжение пророчества. По тем же причинам, по которым Всевышний Аллах ниспослал пророков и посланников, Он установил и безгрешных имамов. Истинный божественный предводитель познается через откровение Аллаха, повеление Его Посланника и подтверждение предыдущего имама. Божественный руководитель не избирается людьми, и его назначение не зависит от их желаний».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: