Справедливы ли все сподвижники?

Отношение к сподвижникам является еще одной темой диспутов между шиитами и суннитами. Вопрос о справедливости и праведности сподвижников стал наверное самым острым после имамата разногласием между представителями двух исламских течений. Сунниты считают справедливыми и глубоко верующими всех без исключения сподвижников Посланника Аллаха и утверждают, что никто не имеет права сомневаться в их справедливости и праведности. Шииты же придерживаются иного мнения и опровергают точку зрения суннитов. Последователи шиитского вероучения делят сподвижников на справедливых и несправедливых, праведных и лишенных праведности, верных завету Посланника Аллаха и не соблюдших его завета.

Согласно распространенному мнению сподвижниками в исламской терминологии называют современников Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), откликнувшихся на его призыв и принявших проповедуемую им религию. Они жили в его эпоху, многие жили с ним в одном городе, они видели его и разговаривали с ним. Последователи суннитского вероучения воспринимают сподвижников как лучших людей после Пророка, которых избрал сам Всевышний Аллах и даровал им жизнь именно в эпоху становления Ислама. По мнению суннитов, сподвижники сыграли исключительную роль в сохранности исламской религии и передали ее последующим поколениям мусульман. Традиции сподвижников являются для них важнейшими после традиций Посланника Аллаха, а их речи и поступки считаются доводами, сомнение в истинности которых как минимум не украшает мусульманина. Куртуби писал: «Все сподвижники справедливы. Все они праведники и избранные творения после пророков и посланников. Это учение ахль ас-сунна уаль-джамаа».[483]

Для шиитов сподвижники Посланника Аллаха не отличаются от мусульман других поколений. Среди сподвижников были богобоязненные и высоконравственные люди, являющиеся предметом гордости и уважения всех мусульман. Но среди них были грешники и нечестивцы, совершившие большое количество неблаговидных поступков. Среди них были искренние люди, стремящиеся познать истину, и лицемеры, преследовавшие свои корыстные цели. Кто-то из сподвижников был благочестив, праведен, справедлив и во всем следовал повелениям Всевышнего Аллаха и Его Посланника. А некоторые из них были упрямы и заносчивы, и оставляли за собой право оспаривать решения Пророка. Кто-то из них грешил, затем каялся, потом снова грешил и снова каялся. Все так же, как и у верующих прошлых и последующих веков. По мнению шиитов, жизнь в эпоху Пророка Ислама и общение с ним не становятся причиной праведности и благочестия. Это не есть божественная традиция, иначе исламская религия учила бы нас, что последователи прежних пророков, живших в их эпоху, также были наилучшими верующими. Шииты не разделяют веру суннитов в избранность сподвижников, веру в то, что по сравнению с другими мусульманами они праведнее, благочестивее и лучше во всех отношениях, ведь избранность людей одной эпохи и их превосходство над другими эпохами не согласовывается со справедливостью Аллаха. Божественная справедливость требует, чтобы люди, несмотря на то, что живут в разное время, имели одинаковые шансы для достижения вершин праведности и духовного совершенства. Таким образом, живущие сегодня правоверные имеют все возможности для того, чтобы превзойти сподвижников по всем направлениям. И многие из мусульман, ответившие на пророческий призыв спустя века, превзошли в достоинствах многих из сподвижников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: