Азан (призыв к совершению обязательной молитвы) – одно из несомненных положений исламской религии, которое является своего рода визитной карточкой мусульманской общины. Услышав в какой-либо точке земного шара азан, можно смело утверждать, что рядом находится мечеть. В исламской литературе содержится большое количество хадисов о достоинствах азана, о его произношении, о награде, причитающейся муэдзину. Но несмотря на это в шиитском и суннитском фикхе имеется ряд различий в произношении азана, которые будут рассмотрены в данной главе.
Прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос появления азана среди мусульман, ведь шииты и сунниты называют разные причины того, каким образом азан стал призывом к обязательной молитве. Шииты убеждены, что повеление о произношении азана перед молитвой, так же, как и все остальные положения исламской религии, исходило от Аллаха – единственного Законодателя шариата. Всевышний Аллах обязал мусульман вершить пятикратную молитву, и именно Он ниспослал в сердце Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) откровение, в котором велел мусульманам произносить перед молитвой особые фразы, которые зовутся азаном и икамой. В то время как сунниты утверждают, что азан приснился некоторым сподвижником, которые на утро рассказали о своем сне Пророку, а он, выслушав их слова, решил, что этот сон вещий и повелел мусульманам произносить перед молитвой то, что приснилось этим сподвижникам. В одних суннитских книгах сказано, что этими сподвижниками были Абдулла ибн Зейд и Умар ибн Хаттаб, в других – Убай ибн Кааб.
Однако шииты справедливо полагают, что утверждения о явлении азана во сне сподвижников не имеют под собой разумной основы, а наличествующие об этом хадисы лишены достоверности и значимости. Во многих хадисах сказано, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) был обучен азану во время вознесения на небеса (ми’радж). Кулейни приводит хадис от Имама Бакира (да будет мир с ним): «Когда Посланник Аллаха был поднят на небеса, наступило время выполнения молитвы. Джибрииль произнес азан и икаму. Затем Посланник Аллаха вышел вперед, а все ангелы и пророки встали позади него». [515]
Также Кулейни приводит хадис, в котором один из мусульман сказал Имаму Садику (да будет мир с ним), что люди говорят, будто бы слова азана услышал во сне Убай ибн Кааб. Имам ответил: «Они лгут. Религия Аллаха величественней того, чтобы сниться людям». [516]
В «Васаиль аш-шиа» приводится хадис от Имама Садика: «Азан был ниспослан Аллахом вашему Пророку. Вы что, действительно полагаете, что он обучился азану у Абдуллы ибн Зейда?» [517]
Хадисы об этом имеются также в суннитских источниках. Хаким Нишабури приводит хадис, передатчик которого рассказывает: «В Медине мы посетили Хасана ибн Али (да будет мир с ним) и зашла речь об азане. Некоторые из нас сказали: «Азан появился благодаря сну, который видел Абдулла ибн Зейд». Тогда Хасан ибн Али произнес: «Положение азана выше этого. Джибрииль на небесах произнес фразы азана четное количество раз и обучил им Пророка. Затем он произнес фразы икамы нечетное количество раз и также обучил им Пророка». [518]
Далее мы затронем три вопроса, касающихся азана и икамы, в которых между шиитами и суннитами имеются расхождения:
1. Произношение фразы «Хаййа аля хайриль-амаль (спешите к лучшему деянию)».
2. Произношение фразы «Ас-саляту хайрун минан-наум (молитва лучше сна)».
3. Произношение фразы «Ашхаду анна Алийан валийуллах».
Но обо всем по порядку.