Молитва лучше сна

Произношение в утреннем азане фразы «Ас-саляту хайрун минан-наум (молитва лучше сна)» является еще одним разногласием между шиитами и суннитами. Из фетв суннитских ученых следует, что при призыве на утреннюю молитву муэдзину необходимо сказать фразу «молитва лучше сна». Некоторые из этих фетв указывают на обязательность произношения этой фразы, другие фетвы говорят о желательности. Шиитские ученые, руководствуясь в этом и во всех других вопросах предписаниями безгрешных имамов из пророческого рода, запрещают произносить в азане эту фразу и считают ее нововведением, появившимся среди части мусульман после ухода Посланника Аллаха в мир иной. Во многих наставлениях от безгрешных имамов сказано о недопустимости прибавления этой фразы к утреннему и любому другому азану, так как это есть нововведение, а всякому нововведению, как говорится об этом в известном пророческом хадисе, место в огне. В книге «Васаиль аш-шиа» приводится хадис, в котором Имаму Садику (да будет мир с ним) задали вопрос о произношении в азане фразы «молитва лучше сна», на что имам ответил: «Мы не знаем такой фразы». [526]

Почему же шииты не говорят в утреннем азане «молитва лучше сна»? Этому есть несколько причин. Во-первых, как уже было сказано выше, из высказываний имамов, являющихся продолжателями традиций Пророка и хранителями исламской религии, следует запрет на произношение данной фразы.

Во-вторых, в суннитских хадисах упоминаются различные причины появления этой фразы в утреннем азане, что позволяет усомниться в достоверности этих хадисов. В одних хадисах сказано, что данную фразу услышал во сне Абдулла ибн Зейд, после чего Пророк, посчитав его сон вещим, включил ее в утренний азан. В других хадисах говорится, что эту фразу добавил в утренний азан Биляль чтобы разбудить спящего Пророка, а затем Пророк одобрил ее. Третьи хадисы говорят, что Биляль говорил в утреннем азане фразу «спешите к наилучшему деянию», однако Пророк велел ему заменить ее на фразу «молитва лучше сна». Из четвертой группы хадисов следует, что Пророк обучил этой фразе Абу Махзуру и велел ему произносить ее перед утренней молитвой. Следующая группа хадисов указывает на то, что говорить в утреннем азане фразу «молитва лучше сна» повелел Умар ибн Хаттаб во время своего правления.

В-третьих, цепочка передатчиков хадисов, которые указывают на необходимость произношения фразы «молитва лучше сна», слаба и в ней присутствует множество не внушающих доверия людей.

В-четвертых, при внимательном изучении жизненного пути Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) ни от кого не скроется тот факт, что он никогда не произносил эту фразу в азане или икаме. Более того, она не произносилась даже в эпоху правления Абу Бакра. Но в суннитских источниках имеется немало свидетельств, подтверждающих мнение шиитов, что данная фраза была добавлена в утренний азан по приказу Умара ибн Хаттаба. Желающие могут обратиться к «Муватте» Малика ибн Анаса, стр.57. Некоторые суннитские ученые считают, что фразу «молитва лучше сна» можно произносить в утреннем азане, а можно и не произносить. Например, Шаукани пишет в одном из своих трудов, что данную фразу в азан добавил Умар и это есть нововведение. Он пишет: «Али ибн Аби Талиб, услышав эту фразу, сказал: «Не добавляйте в азан то, что не является его частью». Этого же мнения придерживались Абдулла ибн Умар и Тавус. Если бы данная фраза относилась к азану, то они никогда не препятствовали бы ее произнесению». Далее он продолжает: «Мы принимаем это, однако мы не всегда произносим в утреннем азане фразу «молитва лучше сна», мы делаем это иногда. Поэтому мы следуем и тем хадисам, и этим».[527]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: