№
| Вопросы
| Варианты ответа
|
1.
| Установите соответствие:
1 устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, - это…
2 слова, употребляемые лишь жителями определенной местности, - это…
3 слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, - это…
4 слова, вышедшие из активного повсеместного употребления, - это…
| а) канцеляризмы
б) диалектизмы
в) архаизмы
г) фразеологизмы
|
2.
| Установите соответствие:
1 нарушение причинно-следственных отношений, неуместное сопоставление или противопоставление – это…
2 объединение двух словосочетаний, в результате которого образуется искаженная, ненормированная конструкция, - это…
3 употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов – это…
4 повторение однокоренных слов или одинаковых морфем в предложении или фразе – это…
| а) контаминация
б) плеоназм
в) тавтология
г) алогизм
|
3.
| Установите соответствие:
1 слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разный смысл, - это…
2 слова, различные по звучанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение, - это…
3 слова с противоположным значением – это…
4 близкие по значению однокоренные слова с разным лексическим значением – это…
| а) синонимы
б) омонимы
в) паронимы
г) антонимы
|
4.
| Условия, нарушающие лексическую сочетаемость слов…
| 1 синтаксические нормы литературного языка
2 различия в грамматической природе слов
3 особенности лексического значения слов
4 отсутствие заимствований
|
5.
| Установите лексическую сочетаемость со словом выносить.
| 1 точку зрения
2 вердикт
3 определение
4 инсинуацию
|
6.
| Лексическая сочетаемость не нарушена в следующих примерах…
| 1 география рекордов
2 география поездок
3 география газодобычи
4 география преступности
|
7.
| Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях…
| 1 привести пример о работе ученых
2 вопреки сложившемуся мнению
3 выполнение мечты
4 нести ответственность за детей
|
8.
| Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно.
| 1 частная собственность
2 прогрессировать вперед
3 ведущий лидер
4 мизерные мелочи
|
9.
| Объясните значение слова прерогатива, подобрав русский синоним.
| 1 мнение, суждение
2 противоречие
3 клеветническое измышление
4 исключительное право
|
| Отметьте случай двусмысленности высказывания, вызванного омонимией.
| 1 кожаная заготовка для туфель
2 верхняя губа
3 вступить в наряд
4 проведению опыта помешал недостаток приборов
|
| Укажите, в каких случаях паронимы царский и царственный употреблены правильно.
| 1 А прогневал я тебя – воля царская: прикажи казнить, рубить голову.
2 Лишь под большим увеличительным стеклом удается рассмотреть на черепке интереснейшую сцену царственного пиршества.
3 Борис Годунов окружался царственным почетом, принимал иноземных послов в своих палатах с величавостью и блеском.
4 Иногда океан выплескивает на берег таинственные, загадочные вещи, однажды нашли мы на песке золотую царственную корону.
|
| Укажите синонимы к фразеологизму не сегодня – завтра.
| 1 ни в зуб ногой
2 с секунды на секунду
3 мамаево побоище
4 как на дрожжах
|
| Речевая ошибка допущена в предложении…
| 1 Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода, где вниз по матушке по Волге идут бурлацкие суда.
2 Расскажите, пожалуйста, свою автобиографию.
3 Каждому актеру известно, что интонация является могучим выразительным средством, что одно и то же слово, связанное с разными интонациями, приобретает и разный смысл.
4 Азовское море цветет в начале августа, как цветут реки и пруды.
|
| Устная речь, в которой используются слова «чуваки», «тусовка», - это…
| 1 просторечие
2 диалект
3 профессионализм
4 жаргон
|
| Повторение в речи однокоренных слов или одноморфемных слов близко в тексте – это…
| 1 плеоназм
2 тавтология
3 омонимия
4 полисемия
|
№
| Вопросы
| Варианты ответа
|
1.
| Укажите существительные, которые в форме единственного числа имеют мужской род.
| 1 разнообразные тюли
2 элегантные туфли
3 удобные кеды
4 зеленые босоножки
|
2.
| Укажите слово, которое не образует формы женского рода в обиходно-разговорном общении.
| 1 аспирант
2 денди
3 лаборант
4 учитель
|
3.
| Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Антон остался без родителей – он теперь круглый сирота.
| 1 средний
2 общий
3 женский
4 мужской
|
4.
| Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Самыми крупными среди попугаев, благодаря своим длинным, зубчатым хвостам, считаются 15 видов попугаевара.
| 1 средний
2 мужской
3 общий
4 женский
|
5.
| Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Торнадо – атмосферное явление разрушительной силы, случающееся в Северной Америке.
| 1 средний
2 мужской
3 общий
4 женский
|
6.
| Укажите сложносоставные слова среднего рода.
| 1 платье-костюм
2 шкаф-купе
3 кресло-кровать
4 кафе-столовая
|
7.
| Укажите аббревиатуры, которые употребляются в мужском роде.
| 1 РИА
2 ФИДЕ
3 СНГ
4 СПИД
|
8.
| Укажите, какие слова относятся к среднему роду.
| 1 Монако
2 Сочи
3 Онтарио
4 «Динамо»
|
9.
| Укажите верные варианты ответа: образа…
| 1 романа
2 древние
3 висели
4 крестьян
|
10.
| Укажите варианты, в которых неверно образована форма множественного числа.
| 1 бухгалтеры
2 месяца
3 тренеры
4 выбора
|
11.
| Укажите пример с ошибкой в образовании слова.
| 1 пять килограммов
2 честь погонов
3 ремонт ботинок
4 пришивание манжет
|
12.
| Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.): Заявление от…
| 1 Андрея Пройдак (Пройдак)
2 Виктории Нерознак (Нерознак)
3 Сергея Форостянко (Форостянко)
4 Ольги Сухих (Сухих)
|
13.
| Укажите примеры без ошибки в употреблении имен прилагательных.
| 1 Эта задача трудная для решения.
2 Петров оказался в более лучшем положении.
3 Мы решаем сложнейшую задачу.
4 Пропуск занятий нежелателен.
|
14.
| Имеет категорию рода числительное…
| 1 десять
2 два
3 три
4 семь
|
15.
| Правильной формой творительного падежа числительного 15834 является…
| 1 пятнадцатью тысячами восемьсот тридцать четырьмя
2 пятнадцати тысячах восьмистах тридцати четырех
3 пятнадцатью тысячами восьмистами тридцатью четырьмя
4 пятнадцатью тысячами восемьюстами тридцатью четырьмя
|
16.
| Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
| 1 пятеро студентов
2 четырьмястами пятьюдесятью двумя абитуриентами
3 четверо брюк
4 о двухста километрах
|
17.
| Укажите вариант с верным употреблением имени числительного.
| 1 У нашей кошки шестеро котят.
2 В нашей группе семеро девушек.
3 на столе лежали двое книг.
4 Так мы и живем: семеро в одной комнате.
|
18.
| Укажите варианты ответов, в которых местоимения употреблены верно.
| 1 Он нес мой чемодан в вагон.
2 Мне с ими говорить не о чем.
3 Студенчество веселый народ, оно никогда не унывает.
4 Ихний сын отслужил в армии.
|
19.
| Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют 1 лица настоящего или будущего простого времени.
| 1 ощутить, беречь
2 пылесосить, чудить
3 победить, уходить
4 убедить, принести
|