Сейид Мохаммад Хусейн Табатабаи 3 страница

Язид, по утверждению истории, не был человеком верующим. Это был молодой человек, который еще при жизни отца не уделял никакого внимания исламским законам и принципам и его ничего не интересовало кроме развлечений, разврата и пустого времяпрепровождения и в течение трех лет своего царствования он совершил множество тиранических преступлений, беспрецедентных со времени возникновения ислама.

В первый год властвования он в самой трагической форме предал мученической гибели Хусейна бин Али (ДБМ), который был весьма любим великим пророком (ДБАР), вместе с его детьми, родственниками и соратниками, жен и детей членов рода пророческого и вместе с отрезанными головами убитых провел напоказ по многим городам.[62] Во второй год своего правления он совершил геноцид против населения Медины и его воины в течение трех дней были заняты грабежом города.[63] На третий год он разрушил и предал огню священную Каабу.[64]

После Язида, по свидетельству истории, к власти пришла омавидская династия Ал-Марван. Эта династия, состоящая из одиннадцати правителей, правила около семидесяти лет и за это время ислам и мусульман ждала такая тяжелая участь, что представлялось, что в исламском обществе не правил никто за исключением арабской тиранической империи, именуемой исламским халифатом. В период их правления дело дошло до того, что халиф, считавший себя преемником пророка и единственным покровителем религии, решил в верхней части Каабы построить здание, где он мог именно в период проведения церемоний хаджа (паломничество - пер.) предаваться развлечениям.[65] Тогдашний халиф не оставил в покое даже священный Коран и в стихе, обращенном к Корану, написал: "В день Страшного суда, когда явишься к своему Господу, скажи, что халиф порвал меня".[66]

Конечно, шииты, основное расхождение мнений которых с подавляющим большинством суннитов было в вопросе исламской власти и пророческой преемственности, в те мрачные дни терпели много горестей и тягот. В то же время тирания и развращенность правящего аппарата, а также чистота, набожность и терпеливость предводителей рода пророческого, побуждали шиитов более стойко придерживаться своей идеи. В особенности, трагическая мученическая гибель третьего духовного предводителя шиитов способствовала увеличению сторонников шиизма, в частности, в таких странах как в Ираке, Йемене и Иране, удаленных от центра халифата.

Подтверждением вышесказанного является то, что в период имамата (времени духовного предводителя, то есть имама - пер.) пятого имама шиитов, когда еще не завершился первый лунный век и со времени мученической гибели третьего имама не прошло и сорока лет, ввиду нарушений и дестабилизации в правящем аппарате омавидов, шииты со всех исламских стран подобно потоку ливня стали собираться вокруг пятого имама, собирать предания о пророке (ДБАР) и постигать религиозное просвещение.[67] Еще не завершился первый лунный год как несколько из иранских государственных деятелей построили чисто шиитский город Кум.[68] В то же время шииты, согласно указанию своего духовного вождя, имели так сказать подпольный религиозный образ жизни. Они неоднократно поднимали бунты и восстания против насилия и удушия тиранической власти Садата Алави, но всякий раз мятежи и восстания были подавлены. Безжалостное правительство жестоко подавляло восстания, да так что труп Зейда, предводителя шиитской секты зейдие, был эксгруммирован и затем повешен у всех на виду. Через три года труп опустили вниз и кремировали, а пепел пустили по ветру.[69] Шииты считают, что четвертый и пятый имам были отравлены агентами правящего аппарата омавидов[70] и убийство второго и третьего имамов также было делом омавидов.

Совершаемые агентами и приспешниками омавидов преступления были настолько явны, что большинство суннитов, несмотря на то, что считали халифов неповинными, были вынуждены разделить их на две группы, то есть на халифов рашедин, которых после смерти пророка было четверо (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), и халифов нерашидитских, то есть халифов, правление которых началось с Муавие.

Омавиды за время своего правления совершаемыми насилиями и преступлениями в той степени вызвали гнев и негодование народа, что после убийства последнего омавидского халифа, два его сына вместе с их семьями бежали за пределы халифата. Куда только они не приходили, никто не давал им приюта и убежища и, наконец, после долгих блужданий в пустынях Нубе, Хабаше и Беджаве, в результате чего некоторые из них умерли от голода и жажды, они достигли Южного Йемена, а оттуда с большим трудом добрались до Мекки и растворились в мекканском населении.[71]

Глава 10. ШИИТЫ ВО ВТОРОМ ЛУННОМ ВЕКЕ

В конце тридцатых годов второго лунного века после ряда восстаний и кровавый войн во всех исламских странах, происшедших в знак протеста против деспотизма и насилия правящего режима, в Иране в районе Хорасана вспыхнуло восстание против омавидского правительства, возглавляемое последователем рода пророческого иранским полководцем Абу Муслимом Марвази.[72] Это движение, хотя и возникло в результате глубокой пропаганды шиитов и внешне носило название мести за членов рода пророческого и даже заручилось поддержкой народа в пользу достойного мужчины из рода пророка, тем не менее не началось по прямому указанию или даже косвенному указанию шиитских предводителей. Свидетельством тому было то, что когда Абу Мослем В Медине выразил шестому имаму шиитов (имам Джафар Садик - пер.) свой союз, тот категорично отказался и сказал: "Ты не из моих людей и время мое еще не настало".[73]

Династия из рода бани Аббас под предлогом поддержки рода пророка пришла к власти[74] и вначале своей деятельности правители этой династии недолгое время доброжелательно относились к народу и алавидам и даже под предлогом мщения за мучеников рода алавидов преследовали омавидов, вскрывали их гробы и сжигали их содержи мое.[75] Не прошло много времени как они стали применять тиранический метод омавидов и в деспотическом отношении и разврате совершенно не уступали им.

Глава одной из четырех суннитских сект Абу Ханифа был брошен в тюрьму Мансур[76] и перетерпел многие пытки, глава другой секты Ибн Ханбал был подвергнут избиению плетью,[77] а шестой имам шиитов после многих мучений и пыток был отравлен,[78] алавидам группами отрубали головы или живьем закапывали в землю, живыми запирали между стенами или под государственными зданиями. Аббасидский халиф Харун, в период правления которого исламская империя достигла вершины своего могущества и широты, иногда смотрел на солнце и, обращаясь к нему говорил:" Свети куда угодно, все равно дальше моих пределов не осветишь". Его воины шли на завоевание запада и востока, тогда как в районе Джасаре, недалеко от халифатского дворца в Багдаде, без ведома халифа его воины брали выкуп с прохожих за проход по этому месту и даже однажды самого халифа, проходившего по этому месту, остановили и потребовали деньги за проход.[79]

Некий певец прочел для аббасидского халифа Амина горячее, полное страстей двустишье и тот в вознаграждение подарил ему три миллиона дирхемов серебром. Удивленный придворный певец радостно бросился в ноги халифа и сказал: "Ты столько денег подарил мне?" Халиф в ответ сказал:" Неважно, эти деньги я получаю из одного очень далекого района моей страны".[80] Колоссальное богатство, которое ежегодно из исламских стран в качестве народного добра стекалось в казну халифата, расходовалось на удовлетворение сладострастий и прихотей халифа. Во дворцах аббасидских халифов было более тысячи красивых куртизанок, молодых и красивых девушек и юношей. Положение шиитов от деградации омавидов и прихода к власти аббасидов в малейшей степени не претерпело изменений и изменилось лишь название деспотического режима.

Глава 11. ШИИТЫ В ТРЕТЬЕМ ЛУННОМ ВЕКЕ

С началом третьего лунного века шииты несколько облегченно вздохнули и причиной тому было, во-первых, то, что с греческого, ассирийского и других языков на арабский было переведено много книг по философии и другим научным областям и люди, жаждовавшие знаний, с удовольствие спешили постигнуть интеллектуальные и аргументированные науки. Кроме того, аббасидский халиф Мамун (195-218 л. г.), приверженец секты мутазели (рационалистическая секта-пер.), интересовался умственными аргументировками в религии и потому дал полную свободу выражению аргументировок в религии и шиитские ученые-богословы, воспользовавшись предоставившейся возможностью и свободой действий. прилагали все усилия в научной деятельности и пропаганды религии рода пророческого.[81]

Во-вторых, аббасидский халиф Мамун в соответствии со своей политикой предоставил восьмому имаму шиитов (имам Реза - пер.) право официального имамата от рода пророкова и, в результате, алавиды и сторонники рода пророческого в некоторой степени обрели безопасность и относительную свободу действий. Это длилось недолго и вновь меч поднялся над шиитами и к ним стали применяться старые и уже почти забытые методы, в особенности, во время правления аббасидского царя Мутаваккила (232-247 л. г.), который был в особой вражде с Али и шиитами его курса и именно по его указу мавзолей третьего имама шиитов в Кербале был сравнен с землей.[82]

Глава 12. ШИИТЫ В ЧЕТВЕРТОМ ЛУННОМ ВЕКЕ

В четвертом лунном веке возникли факторы, оказавшие расширению сферы и укреплению шиизма большую услугу и в числе этих факторов было ослабление основ династии аббасидов и появление королей династии Буйе (Ал-Буйе - пер.). Короли Ал-Буйе, были шиитами и имели большое влияние в центре халифата, которым был город Багдад, а также на самого халифа.[83] Это значительное влияние давало шиитам возможность выстоять перед своими религиозными претендентами, которые постоянно с опорой на силу противостояли им, и свободно приступить к религиозной пропаганде.

Как свидетельствуют историки, в этом веке весь Аравийский полуостров или большая часть его за исключением крупных городов был шиитским и в то же время такие города как Хаджар, Аман и Саада были шиитскими. В городе Басре с исконно суннитским населением, который соперничал с городом Куфе, считавшийся центром шиизма, было большое число шиитов. Также много шиитов было в городах Траблус и Наблус, Табрие, Халабе и Герат. Ахваз и иранское побережье Персидского залива также населяли шииты.[84]

В начале этого века Насер Атраваш, который долгие годы вел пропаганду на севере Ирана, завоевал район Табаристана (Мазандаран - пер.) и основал свое царское государство, которое просуществовало несколько поколений. До Атраваша в Табаристане долгие годы царствовал Хасан бин Зейд Алави.[85] В этот век фатемиты, которые были сторонниками исмаилизма, захватили Египет и создали общирное государство (296-527).[86] Часто случалось такое, что в крупных городах, таких как в Багдаде, Басре и Нишабуре между шиитами и суннитами возникали раздоры и столкновения и в некоторых из них победа была за шиитами.

Глава 13. ШИИТЫ В ДЕВЯТОМ ЛУННОМ ВЕКЕ

С конца пятого и до конца девятого века шиизм имел рост подобный четвертому веку и возникли королевства с шиитской религиозной принадлежностью, способствовавших росту шиизма. В конце пятого лунного века в Галла Аламут (крепости Аламут в районе иранского города Казвина, в которых господствовала секта исмаилизма - пер.) распространился исмаилизм и эта секта полагатора века совершенно независимо существовала во всем Иране.[87] В Мазандаране (провинция на севере Ирана-пср.) долгие годы господствовал род Мар'аши.[88]

Монгольский шах Худабанда принял веру шиизма и его сателлиты долгие годы правили в Иране, в Тебризе правили династии Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу[89] и сфера их господства распространилась на провинции Фарс и Керман, а в Египте долгое время господствовали фатемиты.

Конечно, религиозная власть отличалась от к власти шахов того времени. Так, например, после прекращения власти фатемитов в Египте и прихода к власти королей Аль-Айюб, положение изменилось и шииты Египта и Сирии полностью лишились своей религиозной свободы и большая группа шиитов была подвергнута геноциду[90] и в том числе первый шахид (мученически павший - пер.) Мухаммад бин Мухаммад Мекки, один из гениев шиитского законоведения, в 786 л. г. был убит по обвинению в том, что был шиитом.[91] Также "шейх ашраг" (основатель философской доктрины "света") Шахабаддин Сохраверди был убит в Халабе по обвинению в том, что был философом.[92] В целом, шииты за эти пять веков с точки зрения численности имели прирост, а в смысле могущества и религиозной свободы были продвер-жены милости или же негодованию правящих режимов своего времени и никогда за это время ни в одной из исламских стран шиизм не был объявлен официальной религией.

Глава 14. ШИИТЫ В 10-11 ВЕКАХ

В 906 л. г. тринадцатилетний юноша из семьи шейха Сафи (глава суфийского шиитского религиозного ордена сафи - пер.) (ум. 735 л. г.), во главе трехсот дервишей из последователей его отца с целью создания независимого и могущественного государства шиитов поднял восстание в Ардебиле и начал походы и свержение небольших племенных государств Ирана и после ряда кровопролитных сражений с местными правителями и, в особенности, падишахами династии Осман, возглавлявшими османскую империю, смог добиться объединения раскромсанного на части Ирана и утвердить шиизм в рамках своего государства в качестве официальной религии.[93]

После смерти шаха Исмаила Сафави другие шахи из династии Сафави правили до середины двенадцатого века и каждый из них утверждал и стабилизировал официальность шиитской веры и шиитских имамов. В период, когда они достигли вершины своего могущества (период правления шаха Аббаса Кабира), они смогли территорию своей империи и численность населения увеличить в двое по сравнению с нынешним Ираном (автор имеет ввиду 1384 л. г., то есть 1964 г. - пер.)[94] Шииты за эти два с половиной века в других исламских странах имели такой же природный прирост.

Глава 15. ШИИТЫ В 12-13 ВЕКАХ

В течение трех последних веков рост шиизма происходил в прежней естественной форме и сейчас в конце четырнадцатого лунного века шиизм в Иране считается общепризнанной официальной религией. Также в Йемене и Ираке большинство населения составляют шииты и во всех странах мира с мусульманским населением более и менее имеются шииты и, в целом, в различных странах мира проживает около ста миллионов шиитов.


ФРАКЦИИ ШИИЗМА

Глава 1. ПРИНЦИП ФРАКЦИОНИЗМА

Всякое вероисповедование имеет ряд вопросов, составляющих его первостепенные принципы, а другие, второстепенные вопросы и разногласия приверженцев вероисповеданий в принципе реализации основного вопроса с учетом сохранения общности основных принципов, называются фракцией.

Фракционизм имеется во всех религиях и, в частности, в четырех божественных религиях - иудаизме, христианстве, зороастризме и исламе и даже в их сектах. Шиитское вероисповедование в период трех первых халифов от рода пророкова (эмир правоверных Али, Хасан бин Али и Хусейн бин Али, да будет мир с ними) не имело никаких фракций, но после мученической гибели третьего имама рода пророческого большинство шиитов признали имамом его светлость Али бин Хусейна (или же имама Саджада), а меньшинство признало имамат правом третьего сына Али (ДБМ) Мухаммада бин Ханифе и они считали, что Мухаммад бин Ханифе, четвертый имам, является тем самым МАХДИ-обсщанным, который скрылся в гире Разави и появится оттуда, когда настанет его час.

После кончины имама Саджада, большинство шиитов поверило в имамат его сына имама Мухаммада Багера (ДБМ). а меньшинство в впоследствии мученически павшего Зейда, другого сына имама Саджада, и получило популярность секты зейдие.

После смерти имама Мухаммада Багера (ДБМ) шииты-последователи его курса признали имамом его сына имама Джафара Садика (ДБМ), а после смерти вышеназванного шиитское большинство седьмым имамом назвало его сына имама Муса Казима (ДБМ), а некоторые признали имамом Исмаила, старшего сына шестого имама, который умер еще при жизни отца, и отделились от большинства и стали известны как секта исмаилие. Некоторые своим вождем считали другого сына его светлости шестого имама Абдулла Афтаха, а иные - другого его сына -Мухаммада, а некоторые другие считали его светлость шестого имама последним имамом. После мученической гибели имама Мусы Казима (ДБМ), большинство признало имама Реза (ДБМ) восьмым имамом, а некоторые остановили свой выбор на седьмом имаме и стали известны как вагефие.

После восьмого имама и до двенадцатого имама, которым шиитское большинство считало Махди - обещанного, не было создано каких-либо крупных фракций и, если происходили фракционистские явления, то они носили весьма краткосрочный характер. К примеру, Джафар, сын десятого имама (имам Али бин Мухаммад ан-Наги - пер.), после смерти своего брата (имам Хасан бин Али (Аскари) - пер.) претендовал на имамат и собрал вокруг себя группу приверженцев, которые через несколько дней разуверились в нем и он не стал более предъявлять претензий. Также среди шиитских деятелей имеются расхождения во взглядах в научных, догматических и законоведческих вопросах, но эти разногласия не следует причислять к религиозному фракционизму.

Выше названные отделившиеся от шиитского большинства и противостоящие ему секты, то есть секты зейдие и исмаилие, не выдержав противостояния, распались, которые и сейчас проживают в различных районах Йемена, Индии, Ливана и в других местах. Поэтому в этой книге будет указано лишь на эти секты и шиитское большинство.

Глава 2. ШИИТЫ СЕКТЫ ЗЕЙДИЕ

Зейдие являются последователями сына имама Саджада, мученически павшего Зейда. Зейд в 121 л. г. при поддержке группы своих сторонников поднял восстание против омавидского халифа Хашема бин Абдукльмалека и был убит в сражении с войсками халифа у города Куфе. Его последователи считали его пятым имамом от рода пророков.

После него его сын Яхья бин Зейд поднял восстание против омавидского халифа Валида бин Язида и был убит. Затем имамами были избраны Мухаммад бин Абдулла и Ибрагим бин Абдулла, которые также подняли восстание против аббасидского халифа Мансура Даванги и были убиты.

После этого состояние дел у зейдие было нестабильным и это продолжалось до тех пор, пока в Хора-сане появился Насер Атраваш, сателлит брата Зейда. В результате преследования Атраваша местными властями, он бежал в Мазандаран (провинция на севере современного Ирана - пер.), где население в то время еще не приняло ислам и после тринадцати лет призыва к исламу, он собрал вокруг себя большую группу лиц, принявших ислам зейдитской секты. Затем с опорой на своих приверженцев он захватил Табаристан (нынешний Мазандаран - пер.) и приступил к имамату и после него там его приверженцы длительное время занимались имаматом. По мнение зейдие, всякий бесстрашный и щедрый ученый-аскет, который восстал за истину, может быть имамом.

Зейдийцы подобно самому Зейду вначале своим вождем считали первых двух халифов (Абу Бакра и Омара), но после некоторого времени некоторые из них изъяли их имена из числа имамов и первым имамом сочли его светлость Али (ДБМ). Согласно высказываниям, зейдийцы первостепенным принципом считали курс мотазелие, а второстепенным фикх главы одного из четырех религиозных сект Аби Ханифе и по некоторым вопросам в самой секте имеются разногласия.[95]

Глава 3. ШИИТЫ СЕКТЫ ИСМАИЛИЕ И ЕЕ ПОДСЕКТЫ

Батение: Шестой имам шиитов имел сына по имени Исмаил,[96] который был старшим сыном имама и умер еще при жизни отца и его светлость ради освидетельствования смерти сына привел в свидетели даже правителя Медины. В этой связи некоторые были такого мнения. что Исмаил не умер, а скрылся с глаз и в свое время вновь появится и это есть тот самый МАХДИ-обещанный и свидетельство шестого имама было преднамеренным и сделанным в страхе перед аббасидским халифом Мансуром. Некоторые считали, что имамат был несомненным правом Исмаила и после его смерти должен был перейти к его сыну Мухаммаду. Другие же считали, что хотя Исмаил умер еще при жизни отца, имамат после него должен был перейти к Мухаммаду бин Исмаилу и его роду.

Две первые секты через не столь длительное время распались, а третья - осталась и разделена на под-секты.

Исмаилизм, в принципе, имеет свою философскую доктрину, схожую с философией поклонников звезд, смешанной с индийской мистикой. Эта секта в исламских законах для всякой объективности предусматривает необъективность, а для всякого божественного откровения - свое толкование. Исмаилиты считают, что Земля никогда не останется без наместника господнего и это наместничество бывает двух видов: говорящим и безмолвным. Говорящим, по их мнению, является пророк, а безмолвным - его преемник и имам.

Так или иначе, наместник господний является олицетворением всей божественности. Основа наместничества постоянно вращается вокруг цифры 7 и потому пророк получает от Господа пророческую миссию, состоящую из пророчества и наместничества и после него приходит семь его преемников и наместников с правом наместничества и все они имеют одинаковое положение, за исключением седьмого наместника, который наделен также правом пророчества и имеет три поста - пророка, наместника и преемника. Он также имеет семь наместников и седьмой также наделен тремя постами и так далее.

Говорят, что Адам был ниспослан с миссией пророка и преемника и у него было семь наместников и седьмым был Нух (Ной - пер.), который обладал правом пророка, наместника и преемника. Ибрагим (Авраам - пер.) был седьмым наместником Ноя, а Муса (Моисей - пер.) - седьмым наместником Ибрагима. Иисус Христос был седьмым наместником Мусы, а Мухаммад (ДБАР) - седьмым наместником Иисуса и Мухаммад бин Исмаил - седьмым наместником пророка Мухаммада (ДБАР). Итак, в период ислама вначале идет Мухаммад, а затем следуют его семь наместников - Али, Хусейн, Али бин Хусейн "Саджад", Мухаммад Багер, Джафар Садик, Исмаил и Мухаммад бин Исмаил (второго имама его светлость имама Хасана они имамом не считают). После Мухаммада бин Исмаила следует семь его приверженцев, имена которых скрыты и неизвестны и после этих семи первым был египетский царь из рода Фатеми по имени Убейдулла МАХДИ - основоположник царской династии фатемие.

Исмаилиты считают, что помимо божественного наместника всегда на Земле существуют 12 покровителей, которые являются ангелами и приближенными наместников господних, но некоторые подсекты (например, дарузие) в покровители берут шесть имамов и шесть других людей.

В 278 л. г. (через несколько лет после появления Обейдолла МАХДИ в Африке) в районе Куфе появился некий хузистанец (Хузистан одна из провинций на юге современного Ирана), имя которого никто не знал. Этот человек днями постился, а по вечерам -молился и призывал людей к секте исмаилие. Он, в итоге, привлек в свою секту большую группу людей и избрал себе из их числа преемников и покровителей и сам отправился в Шам и больше никто его не видел.

После вышеназванного незнакомца его место в Ираке занял Ахмед Гармат и приступил к распространению учения батение. По свидетельству историков, он вместо пятикратного намаза ввел новый вид намаза, запретил "гусл джанабат" (ритуальное омовение после совокупления - пер.) и ввел винопитие. Наряду с этим он призвал к объединению других лидеров батение и собрал вокруг себя большую группу приверженцев.

Они не уделяли малейшего внимания жизни и имуществу тех, кто был не из числа батение, в городах Ирака, Бахрейна, Йемена и Сирии поднимали восстания, проливали кровь десятков тысяч людей и грабили их имущества, нападали на караваны паломников, грабили и убивали их.

Один из лидеров батение Абу Тахер Гармати, захвативший в 311 л. г. Басру и совершивший много преступлений, убийств и грабежа в городе, в 317 л. г. с большой группой батенидов в период совершения паломничества отправился в Мекку. Сломив небольшое сопротивление защитников города, он приступил к грабежу и убийству паломников и жителей. Он вошел в мечеть "Аль-Харам" и внутри самой Каабы устроил кровавую баню, изрезал на куски покрывало на Каабе и разделил среди своих приверженцев. Он снял дверь Каабы, вытащил священный камень и увез с собой в Йемен, который находилась у него в течение двадцати двух лет.

В результате этих действий большинство мусульман отвернулось от батение и считало эту секту отвернувшимся от ислама. Даже фатемитский падишах Обейдолла Мсхди, который считал себя и представлялся МАХДИ-обещанным и имамом исмаи-литов, возненавидел Тармате за его действия.

Согласно мнению историков, религиозная особенность батение сводится к тому, что они внешние законы и положения толкуют внутренними мистическими положениями и внешнюю сторону шариата считают присущим малограмотным и недостигшим духовного совершенства людям. Вместе с тем, некоторые указы издаются их имамами.

Глава 4. НАЗАРИЕ, МАСТАЛИЕ, ДАРУЗИЕ И МОГАННАЕ

Начавший из Африки в 297 л. г. свое восхождение Убейдулла МАХДИ, стал призывать людей в исмаилитскую секту под своим имаматом и основал царскую династию фатемие. После него его последователи установили центр халифата в Египте и семь поколений подряд правили там и возглавляли секту исмаилие. После седьмого имама исмаилие Мостан-сар Билла Саад бин Али, два его сына Незар и Мастали затеяли раздоры за имамат и халифат и после длительных и кровопролитных войн, победа оказалась за Мастали и он распорядился арестовать и заключить в тюрьму своего брата Незара, где тот и скончался.

В результате этих раздоров последователи фатемие разделились на две группы: "незарие" и "масталие".

Незарие - это были последователи Хасана Сабба-ха, который был приверженцем и последователем Мустансар Билла и затем, ввиду поддержки, оказываемой его сыну, то есть, Незару, по указу Мастали покинул Египет и прибыл в Иран и появился в крепости Аламут, недалеко от Казвина, и вслед за этим захватил несколько соседних крепостей и приступил к правлению. Он вначале своей деятельности призывал к секте назарие. После смерти Хасана Саббаха к власти в 518 л. г. пришел Бозоргомид Рудба-ри, а после него - его сын Кия Мухаммад, которые правили методом Хасана Саббаха. После Киямухам-меда к власти пришел четвертый аламутский правитель Хасан бин Али Закарат ас-салам. Он изменил метод Хасана Саббаха, то есть, незарие и примкнул к батение. Когда монгольский хан Халаку-хан напал на Иран, он захватил все исмаилитские крепости, перебил всех исмаилитов и сравнял с землей все крепости. Впоследствии, в 1255 л. г. Агахан Махаллати из секты назарие поднял в районе Кермана (провинция на востоке современного Ирана - пер.) восстание против Мухаммадшаха каджара и проиграл сражение и, в результате, бежал в Бомбей. Там он приступил к пропаганде батенидской секты незарие, которая продолжается и по сей день его последователями, которые именуют себя агахание или агаханидами.

Масталие - это были последователи Мастали Фатеми, которые совершали имамат в халифате фатемие в Египте; пока в 557 л. г. не деградировали и после длительного времени проявили себя в рамках той религиозной секты под названием "бахре" и сохраняют свое присутствие и по сей день.

Дарузие - берет свое начало из племени Дарузие, проживающее в горах Даруз в Сирии. Вначале своей деятельности были последователями египетских фатемитских халифов, пока в период правления шестого фатемитского халифа по призыву Нешткина Дарузи не примкнули к батение. Дарузы, остановившие свой свой выбор на Хакем Билла, который по мнению других был убит, считают, что он скрылся с глаз и вновь возвратится к своему народу.

Моганнае - вначале своей деятельности были последователями Ата Марви, известного как моганне, который по утверждению историков был из числа приверженцев Абу Мослема Хорасани, и после смерти упомянутого стал претендовать на то, что в нем ожил дух Абу Мослема. Через некоторое время он стал претендовать на пророчество и затем на божество и, наконец, в 162 году попал в засаду в крепости Киш в районе Мавараннахра. Когда арест и смерть ему и его соратникам казались неизбежными, они разожгли костер и все вместе бросились в него. Через некоторое время последователи Ата Моганне приняли исмаилитское вероисповедование и примкнули к батение.

Глава 5. ШИИТЫ-ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДВЕНАДЦАТИ ИМАМОВ И ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ ЗЕЙДИЕ И ИСМАИЛИЕ.

Шиитское большинство, от которого отошли вышеназванные меньшинства, именуются шиитами имамие или же шиитами от двенадцати имамов. Как было сказано выше, они появились в знак протеста и недовольства против двух основополагающих исламских вопросов, не затрагивая при этом законов, установленных среди мусульман учением великого пророка ислама (ДБАР). Эти два вопроса заключаются в вопросе "исламской власти" и "научной компетентности", которые шииты считали безусловно принадлежащими роду пророческому.

Шииты заявляли, что исламский халифат, неотъемлемую часть которого составляют, конечно, духовно-физическое правление и моральное руководство, принадлежит Али и его роду (ДБМ), которых, по утверждению самого пророка, двенадцать человек.

Они утверждали, что внешние проявления учений Корана, являющиеся законами и положениями шариата, наряду с тем, что полностью сопрягаются с Моральной жизнью человека, имеют исконность и заслуживают полного доверия и не могут быть отменены до дня Страшного суда и эти законы и положения должны быть получены лишь через представителей рода пророческого.

Отсюда выясняется, что между шиитами от двенадцати имамов и шиитами зейдие имеется много разницы по основополагающим вопросам, ибо шииты зейдие, в основном, не считают имамат присущим роду пророка и не подчиняются фикху от пророческого рода.

Основная разница между шиитами имамие и шиитами исмаилие заключается в том, что исмаи-литы считают, что имамат опирается на "семерку" и пророчество не завершается его светлостью пророком Мухаммадом (ДБАР) и изменение законов и положений с целью возвышения основного принципа, с точки зрения батение, вполне уместно. Напротив им, шииты от двенадцати имамов его светлость Мухаммада (ДБАР) считают последним из пророков и предусматривают для него двенадцать преемников и наместников и внешнее проявление законов и положений считают весьма компетентным и не подвергаемым изменениям и для священного Корана доказывают наличие объективного и субъективного существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: