Теоретические задачи синтаксиса

Объекты синтаксиса:

• слово

• предложение

• текст

Научные задачи синтаксиса:

- объяснение устройства и функционирования мышления и коммуникации, механизма порождения и интерпретации связной речи;

- определение правил построения «грамматичных» высказываний;

- выявление и классификация синтаксических единиц и др.

Научные задачи формулируются синтаксистами в зависимости от ориентации научного направления – формальной или функциональной.

Формальное направление. Новый этап в синтаксисе связан с именем Фортунатова Ф.Ф., представителя Московской фонетической школы, а также Петерсона М.Н., Пешковского Н.М. Это направление называли формальным на том основании, что его приверженцы обращали внимание на языковые факты с точки зрения их оформления (формы). Для формального направления важно, что в предложениях Летит птица и Птица летит подлежащееграмматически стоит в И.п. Коммуникативный смысл, который учитывали психологисты, формалисты оставляют за скобками, для них важно именно соединение слов, поэтому главной единицей синтаксиса формалисты называли именно словосочетание (законченное, незаконченное и др.). В формальном направлении предложение растворилось и стало одним из видов словосочетания («законченное словосочетание»).

Под влиянием фортунатовской школы сложилось понимание словосочетания как группы (обычно пары) грамматически связанных словоформ, выделяемой из предложения (такое понятие соответствует и общей европейской синтаксической традиции), что полностью отражается понятием синтагма.

Шахматов А.А., Виноградов В.В. – создали то понимание основных синтаксических единиц, которое получило широкую популярность и стало преобладающим в современной русской синтаксической науке: синтаксис - учение об устройстве языка и наука об основных синтаксических единицах (словосочетании и предложении). В.В.Виноградов в своем труде «Грамматика русского языка» развил идею Шахматова о двух синтаксических единицах (словосочетании и предложении), подчеркивая при этом, что каждая из этих единиц имеет свою собственную специфику: предложение – коммуникативная единица, словосочетание – номинативная (по функции равна слову). Т.е. разграничение проводится прежде всего на функциональной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: