Введение

Введение – это лаконичное изложение основной идеи курсовой работы (1-2 страницы машинописного текста). Структура введения включает основные характеристики курсовой работы: актуальность, проблему, объект, предмет, цель курсовой работы, ее задачи.

Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, и обосновать актуальность, необходимость исследования той или иной темы. Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Чтобы доказать необходимость исследования той или иной темы (проблемы), нужно прежде всего хорошо знать ее современное состояние в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в дополнительном исследовании, а какие не исследованы. Отсутствие решения тех или иных аспектов проблемы (темы) и является доказательством необходимости, актуальности ее исследования.

Для обоснования актуальности темы можно отталкиваться от логической схемы, где приведены основные ее характеристики:

1. Демонстрация значимости выделенной проблемы и необходимости ее разрешения.

2. Демонстрация недостатков в сфере обучения и воспитания учащихся, которые следует устранить.

3. Демонстрация трудностей в педагогическом процессе, которые ведут к указанным недостаткам в сфере обучения и воспитания.

4. Демонстрация степени разработанности выделенной проблемы в науке, указание аспектов, требующих рассмотрения.

Проблема – это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для решений какой-либо задачи. Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и теоретическим осмыслением, между различными трактовками и т. д. Источником проблемы обычно являются специфические явления, затруднения, конфликты, рождающиеся в практической деятельности. Обычно проблемы исследовательской работы по методике профессионального обучения вытекают из потребностей общества, особенно из задач, поставленных перед профессиональными образовательными учреждениями, а также из педагогической практики, трудностей в работе педагога или мастера производственного обучения. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?

Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Название темы должно отражать проблему, но их формулировки не должны совпадать. Размышляя над темой научного сочинения, исследователь отвечает на вопрос: как назвать работу? С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет.

Объект исследования (изучения) – это некий процесс, некое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на который обращено внимание исследователя. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется?

Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Предмет исследования (изучения) – это сфера или аспект объекта, который в данном случае подлежит глубокому специальному изучению и может быть модифицирован или дополнен методическими разработками студента. Исследователь должен ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?

Цель исследования (изучения) – это предвосхищаемый, желаемый конечный результат исследования (изучения); то, что требуется достичь в результате исследования. Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Цели должны формулироваться конкретно и начинаться со слов: определение, обоснование, конструирование, разработка, выявление и т.д.

Из целей исследования вытекают и его задачи. Чтобы их осмыслить, исследователь должен поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения поставленной цели. Задача – это цель, преобразованная в конкретные, последовательно расположенные ситуации, которые требуют своего преобразования, разрешения как элемента достижения цели. Задачи должны быть взаимосвязаны, некоторые из них могут быть решены теоретически, другие – экспериментально, третьи – на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить три основные группы. Чаще всего первая группа – историко-диагностическая – связана с изучением истории вопроса и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, поиском общенаучных и психолого-педагогических оснований для исследования вопроса. Вторая – теоретико-моделирующая – связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели и функций изучаемого, способов его преобразования. Третья – практически-преобразовательная – связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной и эффективной организации педагогического процесса, его предлагаемого преобразования, с разработкой практических рекомендаций и дидактических средств.

Задачи должны формулироваться конкретно и начинаться со слов: внедрить, выполнить, выявить, изучить, исследовать, конкретизировать, обобщить, определить, рассмотреть, систематизировать, совершенствовать, проверить, разработать, уточнить и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: