После выбора темы и согласования ее с руководителем составляется семестровый график выполнения работы (прил. 3).
Курсовая работа выполняется в пять этапов.
Первый этап. На данном этапе происходит выбор, анализ темы курсовой работы и написание введения.
Второй этап – выполнение информационно-аналитического обзора методических основ занятия. Перед составлением обзора определяются основные понятия по выбранной теме курсовой работы, рассматриваются определения данных понятий из энциклопедий, толковых словарей. Основными понятиями темы могут быть все компоненты процесса обучения или методы исследования методических проблем.
Для решения методических проблем по конструированию занятия выбираются методы обучения. При выборе и обосновании методов обучения необходимо учитывать их основные характеристики, раскрывающие деятельность педагога и учащихся, содержание учебного материала, учебные цели, индивидуальные особенности учащихся, наличие дидактических средств и т.д. Для оптимального выбора методов обучения и их эффективного сочетания надо знать имеющиеся в педагогике методы и их целостную классификацию.
|
|
Третий этап – анализ и разработка нормативной документации. На данном этапе выбирается один раздел дисциплины отраслевого блока и разрабатывается примерная учебная программа раздела. Для этого необходимо провести анализ содержания раздела, обозначить цель и задачи изучения раздела, описать основные требования к учащимся по окончанию изучения раздела, определить объем и виды работ изучения раздела, описать содержание тем раздела, указать литературу и дидактические средства для изучения раздела.
Четвертый этап – методический анализ учебного материала. На данном этапе выбирается тема из разработанной учебной программы, происходит подробное ознакомление с содержанием учебного материала по теме и проводится структурно-логический анализ учебного материала, то есть структурируется учебный материал. Далее учебный материал методически редуцируется с использованием приемов методической редукции.
Пятый этап – методическое конструирование занятия. На данном этапе разрабатываются средства обучения к структурированному учебному материалу. Вначале конструируется граф логики учебной информации и составляется спецификация учебных элементов. Затем производится выбор и конструирование средств обучения (опорный конспект, листы рабочей тетради, блок-схемы, плакаты, контрольно-оценочные материалы и т.д.). Далее конструируется модель мыслительной деятельности педагога и учащихся по формированию знаний и умений на основе выбранных методов и средств обучения и структурированного учебного материала. После выполнения пятого этапа пишется заключение по всей выполненной работе.
|
|
В процессе выполнения работы студент консультируется у руководителя по основным вопросам в установленное для этих целей время. На консультацию студент должен приходить с перечнем четко сформулированных вопросов, подлежащих уточнению и выяснению у руководителя, иметь при себе необходимые для их рассмотрения материалы.
Функции преподавателя при выполнении курсовой работы сводятся в основном к контролю за выполнением вышеперечисленных этапов работы и руководству. Преподаватель помогает в выборе темы курсовой работы, подборе основной литературы, контролирует сроки сдачи работы.
После завершения работы студент предоставляет руководителю пояснительную записку в окончательном виде для проверки. Если руководитель считает, что работа завершена, то он разрешает ее защиту; в ином случае – возвращает на доработку.
Защита курсовой работы происходит перед комиссией, в состав которой входят студенты и преподаватели.
В ходе защиты студент делает устное сообщение, в котором раскрывает тему, цели и задачи работы, дает их обоснование, кратко характеризует основные изученные вопросы, отмечает новые теоретические и практические разработки, формулирует выводы. Возможно использование мультимедиа презентаций и/или печатного раздаточного материала. В случае неудовлетворительной защиты выдается новое задание на курсовую работу.