Формы воспоминаний

Как мы объяснили в предыдущей главе, в определенных целях может бытьполезной классификация индивидов на типы. Для ранних воспоминаний такжеподходит подобная классификация, так как каждое из них указывает, какогоповедения можно будет ожидать от этого конкретного типа. Например, один нашпациент вспомнил, что видел прекрасную рождественскую елку, украшеннуюогоньками, подарками и праздничными сладостями. Что наиболее интересно ввоспоминании этого события? То, что он видел. Почему он рассказывает нам отом, что видел? Потому что его интересует воспринимаемое визуально. Какое-товремя он посвятил упражнениям, помогающим преодолеть проблемы плохогозрения, после чего стал с вниманием относиться к увиденному. Возможно, этоне самый важный элемент его стиля жизни, но этот эпизод может оказатьсяполезным для нас. Он указывает на то, что если ему нужно будет предложитькакое-нибудь занятие, это должно быть что-то, связанное с визуальнымвосприятием. Школьное воспитание детей довольно часто игнорирует принцип типов. Детисо склонностью к визуальному восприятию не слушают объяснений, так каквсегда хотят что-то рассматривать. В подобных случаях мы должны бытьтерпеливы, пытаясь научить их слушать. Большинство детей в школах обучаютсякаким-то одним способом, так как используют для этого только один органчувств: они могут преуспевать только в слуховом или зрительном восприятии, анекоторым вообще нравиться быть в постоянном движении и заниматьсямеханическим трудом. Нет оснований для того, чтобы ожидать одинаковыхрезультатов от всех трех типов детей, тем более если учитель предпочитаеткакой-то один метод обучения, скажем, метод устного объяснения. Прииспользовании этого метода дети, у которых доминирует визуальное восприятие,и подвижные дети будут испытывать трудности в обучении, задерживающие ихразвитие. У нас был пациент, молодой человек двадцати четырех лет, которыйстрадал обморочными приступами. Когда мы спросили его о воспоминанияхраннего детства, он рассказал, как в четыре года упал в обморок, услышавсвисток паровоза. Иными словами, он был человеком, который наиболее ярковоспринимает слуховые впечатления и поэтому его привлекает все, что звучит.В данном случае не стоит останавливаться на том, каким образом у этогомолодого человека развились обморочные состояния, но важно отметить, что современи детства он был весьма чувствителен к звукам. Он был очень музыкалени не переносил шумы, дисгармонию, резкое звучание. Не удивительно, что нанего столь сильное впечатление произвел звук свистка. Довольно часто детиили взрослые интересуются тем, что заставляет их страдать. Возможно,читатель помнит случай мужчины с астмой, который мы рассматривали в одной изпрошлых глав: из-за какой-то болезни ему наложили тугую повязку, стеснявшуюлегкие, в результате чего у него развился необыкновенный интерес к способамдыхания. Встречаются люди, весь интерес которых сконцентрирован на еде. Ихранние воспоминания должны касаться еды, и создается впечатление, что самаяважная вещь в мире для них -- как есть, что есть и чего не есть. Часто можнообнаружить, что трудности, связанные с едой в раннем детстве, создают утаких людей гипертрофированное отношение к еде. Теперь обратимся к случаю человека, чьи воспоминания связаны сдвижением и ходьбой. Мы знаем, что многие дети не могут хорошо передвигатьсяв начале жизни по причине своей слабости или заболевания рахитом. Их интереск движению становится повышенным, а жизнь превращается в постоянную спешку.Наш случай -- хорошая иллюстрация этой ситуации. К врачу обратился мужчинапятидесяти лет, которого мучил страх быть сбитым машиной всякий раз, когдаон сопровождал кого-то при переходе улицы. Когда же он бывал один, этотстрах его совершенно не беспокоил, и он спокойно переходил улицу. Но есликто-то находился рядом с ним, нашего пациента охватывало желание спастисвоего попутчика: он хватал своего попутчика за руку, толкал его то в одну,то в другую сторону, что последнему было отнюдь не по вкусу. Подобноеповедение -- довольно редкий случай, и интересно проанализировать причинытаких глупых действий. В ответ на вопрос о ранних воспоминаниях он рассказал, что в три годастрадал рахитом и не мог хорошо двигаться. Дважды при переходе улицы егосбивали, а сейчас, когда стал уже взрослым мужчиной, ему важно былоубедиться, что он преодолел эту слабость. Ему хотелось продемонстрировать,что он, так сказать, единственный человек, умеющий переходить улицу, и онвсегда искал случая подтвердить это. Конечно, способность безопаснопереходить улицу не является для большинства людей предметом гордости илисоперничества с другими. Однако в случаях, подобных описанному, желаниедвигаться и демонстрировать свою ловкость может быть достаточно живучим. Следующий пример, -- случай юноши, который был на пути к тому, чтобыстать преступником, -- также касается нашей темы. Наш герой воровал,мошенничал в школе и занимался подобного рода делишками, что приводило вотчаяние его родителей. Его ранние воспоминания сосредоточивались напостоянном желании двигаться, куда-то спешить, тогда как сейчас он работал усвоего отца, просиживая целыми днями на своем рабочем месте. Исходя изхарактера данного случая, часть предписанного лечения заключалась в том,чтобы он стал коммивояжером и путешествовал, оставаясь работать напредприятии своего отца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: