Проблемные дети

Как мы видели, сложности начинаются с проблем поврежденных органов.Именно трудности, связанные с физическими несовершенствами, наиболее частоявляются первопричиной чувства неполноценности, и здесь снова необходимоупомянуть, что корнем проблемы является не органическая неполноценность, асоциальная неприспособленность, которая за ней следует. Этот фактсвидетельствует о возможностях обучения и воспитания. Если человека обучитьсоциально приспосабливаться, то его органические повреждения вполне могутпревратиться из помех в ценные качества. Мы видели, что органическиерасстройства могут быть началом очень стойкого интереса, который, принадлежащем развитии в процессе обучения, может управлять всей жизньючеловека, а при условии, что он будет направлен в полезное русло, можетиграть важнейшую роль в жизни личности. Все зависит от того, каким образом органические трудности впишутся впуть социального приспособления. Например, в случае, если у ребенка хорошоразвито только слуховое или только визуальное восприятие, развитие интересав использовании им всех органов чувств целиком зависит от учителя. Впротивном случае он не будет успевать также хорошо, как и остальные ученики,пропуская многое из того, что не вызывает трудностей у других. Многие из вас наблюдали, каким неуклюжим растет ребенок-левша. Какправило, никто не подозревает о его склонности, что еще более способствуетего неловкости. Он постоянно не в ладах с семьей из-за своей особенности. Мыобнаружили, что такие дети становятся либо агрессивными и драчливыми -- чтодля них является преимуществом, либо депрессивными и раздражительными. Когдатакой ребенок со своими проблемами идет в школу, он становится либовоинственным, либо унылым, раздражительным и недостаточно смелым. Помимо трудностей детей с поврежденными органами, в школе такженачинаются проблемы у многочисленных избалованных детей, так как из-заспособа организации школ физически невозможно, чтобы один ребенок все времябыл центром внимания. Совершенно случайно может произойти так, что добрый имягкосердечный учитель будет опекать своих любимцев, но так как ребенокпереходит из класса в класс, в какой-то момент он все равно потеряет этуопеку. В дальнейшем его дела пойдут еще хуже, так как в нашей цивилизации непроявляют большого уважения к человеку, который всегда хочет быть в центревнимания, не делая ничего для того, чтобы это заслужить. Все эти проблемные дети обладают характерными чертами: они плохоадаптируются в сложных жизненных ситуациях; они чрезвычайно амбициозны ихотят устанавливать личные правила, не учитывая интересы общества. Вдовершение всего, они недружелюбны и постоянно ссорятся с окружающими. Какправило, они трусливы, так как им недостает интереса и сил решать проблемы,которые ставит жизнь: из-за чрезмерной опеки в детстве они оказались неподготовленными к ним. Еще одна характерная черта, которую мы обнаружили у таких детей -- этоосторожничанье и склонность к постоянным сомнениям. Они либо откладываютрешение своих проблем, либо вовсе уходят от них, останавливая свое движениеи никогда ничего не доводя до конца. В школе эти качества становятся намного более явными, чем в семье. Таккак школа подобна эксперименту или кислотному тесту, то тут становитсяочевидным, приспособлен ли ребенок к общественной жизни и проблемам,возникающим в ней. Часто неправильный стиль жизни остается скрытым инеузнанным дома, но выходит на поверхность в школе. Как избалованные дети, так и дети с органическими дефектами всегдахотят "исключить" трудности жизни, так как их сильное чувствонеполноценности лишает их возможности справляться с ними. Однако сложныеситуации в школе возможно контролировать, постепенно приближая таких детей креальным трудностям, требующим решения и преодоления. Школа становитсяместом, где мы действительно воспитываем, а не только даем указания. Кроме двух вышеупомянутых типов, необходимо рассмотреть также типотвергнутых детей. Как правило, ребенок, принадлежащий этому типу,производит отталкивающее впечатление, это вечно ошибающееся, ущербноесущество, абсолютно не подготовленное к социальной жизни. Возможно, из всехтипов, у него возникают наибольшие трудности в школе. Таким образом, нравится это или нет учителям и администрации,совершенно очевидно, что понимание этих психологических проблем детей иулучшение методов их разрешения должно стать неотъемлемой частью работы вшколе. Помимо этих особо проблемных детей, есть еще дети, которые считаютсяодаренными. Это -- исключительно яркие дети. Иногда, из-за того, что онивпереди в одних предметах, для них легко блестяще выглядеть в других. Оничувствительны, амбициозны, и не всегда любимы своими товарищами. Кажется,дети очень хорошо чувствуют, насколько социально адаптирован каждый из них.Одаренными детьми восхищаются, но их не принимают. Ясно, что многие из этих одаренных детей в школе чувствуют себя вполнеудовлетворительно. Но когда они начинают самостоятельную жизнь в обществе,то часто не имеют адекватных планов в отношении нее. Проблемы появляются,когда они становятся перед необходимостью разрешения трех основных вопросовчеловеческого существования: жизни в обществе, деятельности, любви и брака.В этих трех ситуациях выходит на поверхность то, что сложилось в периодформирования прототипа, и прежде всего становятся очевидными результаты ихнедостаточной адаптации в семье. Все ошибки прототипа, непроявленныеблагодаря смягчающим семейным факторам, выявляются в новых ответственныхситуациях жизни. Интересно отметить, что эту связь видели писатели. Очень многие поэты идраматурги описывали в своих произведениях сложные душевные движения ижизненные коллизии персонажей в подобного рода ситуациях. Например, Шекспиризображает Нортумберленда вполне лояльным своему королю до моментавозникновения реальной опасности, которая толкает Нортумберленда напредательство. То есть Шекспир вполне понимает тот факт, что истинный стильжизни человека отчетливо проявляется в трудных обстоятельствах, и то, что неэти трудные обстоятельства его формируют: они лишь проявляют то, что былосформировано ранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: