Структура и психологические особенности потребностей и мотивов

Потребность – это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия, которая направлена на восстановление гомеостаза, и есть та энергия, которая рождает деятельность субъекта, т.е. именно потребность является источником активности. Однако наличие энергии не всегда ведет к деятельности, так как живое существо может и не знать, что же в окружающем мире способно удовлетворить его потребность. В этом случае наступает состояние, которое можно охарактеризовать как «чего-то хочется, но неясно, что именно». Естественно, что такая, не имеющая предмета, способного ее удовлетворить, потребность не реализуется в деятельности, что приводит к эмоциональному дискомфорту. Состояние напряженности, беспокойства возникает и в том случае, если существует барьер, препятствие на пути достижения потребности. Это состояние называется фрустрацией, и оно часто становится причиной агрессии, тревоги, неврозов и даже соматических болезней. Разрядка потребности происходит в том случае, если она опредметилась, т.е. имеет предмет, который приводит к ее удовлетворению. Такой предмет потребности называется в теории деятельности мотив. Необходимо помнить о том, что разделение потребности и мотива свойственно только этой теории, так как в других (например, в психоанализе или гуманистической психологии) эти термины тождественны, т.е. мотив-потребность одновременно является и источником энергии, и целью деятельности. Появление мотива ведет к появлению деятельности, направленной на его достижение. Таким образом, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. Выстраивается последовательность, раскрывающая направление развития деятельности: потребность –> мотив –> деятельность. При этом потребность является внутренним психическим состоянием, в то время как мотив и деятельность — внешними, объективно наблюдаемыми проявлениями психики. Так как возможно выстроить достоверное, в частности экспериментальное, исследование внешней деятельности и ее связи с мотивом, то возможно и изучение внутренних психических состояний и деятельностей на основании анализа того, какая потребность породила тот или иной мотив и деятельность по его удовлетворению. Появляется новая связь: деятельность –> мотив –> потребность, которая показывает направление исследования психики.


13.Сущностная характеристика личности и индивидуальности.

Прежде чем обратиться к понятию «личность», нужно отметить, что человек не рождается личностью, а становится благодаря процессам, которые возможны только в обществе,

Человек, появляясь на свет, обладает свойствами индивида: возрастно-половыми (стадии онтогенетической эволюции и половой диморфизм) и индивидуально-типичными (конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функционирования больших полушарий). На основании данных свойств определяется динамика психофизиологических функций (психическая реактивность — проактивность, эмоциональность). Эти свойства являются производными основных свойств индивида. Природные свойства человека определяются генетически.

Определение личности И.С. Кона связано с четырьмя сторонами личности, описанными Б.Г. Ананьевым (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности социально обусловленные качества личности)1: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»2.

Личность характеризуется на основании ценностных ориентации, принятых социальных ролей, социальных статусов, которые определяют ее направленность и характер.

Реализация личности возможна в деятельности.

Индивид, личность, субъект деятельности во взаимосвязи всех свойств заключают неповторимость и уникальность человека и входят в понятие индивидуальности. Развитие личности невозможно вне человеческого общества (в данном случае речь идет о социокультурной среде, определяющейся системой сложившихся ценностей).

По-английски личность— personality (от лат. persona, что означало маски, которые одевали актеры во время театрального представления). Таким образом, в понятие личности заложен компонент, который подчеркивает остойчивость определенных черт (маска ассоциируется с определенным образом), а также указывает на обращенность данных характеристик вовне, к окружающим.

В зарубежной традиции теории личности заостряют внимание на структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и возможностях изменения поведения посредством терапевтического воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: