Предисловие

Драма - самобытный род литературы и театра. Интерес к ней и систематическое изучение ее проблем возникли на заре становления театрального искусства. За многие столетия, отделяющие нас от театра Древней Греции, драма прошла сложный эволюционный путь. Менялись ее композиция, структура, менялись способы ее воплощения на сцене. Неизменным оставалось то, что это особый вид искусства, предназначенный для сценического исполнения, который всегда составлял основу театра, то, без чего он практически не может существовать. Но сценическая постановка пьесы не мыслима без ее анализа, без проникновения режиссера в замысел драматурга.

При всей необходимости анализировать пьесу, возникает множество споров относительно того, как это следует делать. Приемы многочисленны, методов достаточно много, но именно это многообразие и порождает терминологическую путаницу (напр., одни утверждают, что основных событий 5; другие - 4; помещают главное событие перед финальным и наоборот и т.д. и т.п.). Можно совершенно определенно утверждать, что до настоящего времени не существует единой методики анализа пьесы. И нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо.

Искусство - самый субъективный вид человеческой деятельности. Здесь никогда не было и не будет готовых рецептов. Каждый художник стремится идти своим, зачастую непроторенным путем и старается пройти дальше, чем его предшественники. Поэтому необходим авторский подход к анализу драматического произведения. Но, тем не менее, такой анализ не может оставаться в рамках стихийной самодеятельности. Некоторые границы исследования, ориентиры, основные этапы в анализе пьесы просто необходимы. Но они должны носить скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Об этом нужно всегда помнить, особенно в педагогической практике. Наконец самым сложным в анализе является необходимость разбирать на составные элементы то, что в непосредственной реальности разворачивается как единое художественно-целостное явление.

Этот процесс в театральной практике называется анализом пьесы, но в данном пособии мы решили использовать более широкое определение, чем пьеса, и говорим об анализе драматического произведения, т.к. не всегда основу спектакля составляет именно пьеса, но, например, литература, поэзия (инсценировки) и мн.др.

Анализ драматического произведения является первым и самым важным этапом в сценической постановке. Первоначально он осуществляется режиссером самостоятельно и индивидуально. В ходе этого анализа режиссер старается проникнуть в замысел драматурга, формирует собственную смысловую концепцию (трактовку), художественное решение спектакля. Этот период разбора пьесы может носить название «домашнего», - т.е. индивидуальной работы режиссера по «разбору» драматического материала. Второй этап - «репетиционный» - начинается, когда режиссер приходит в театр и начинает непосредственно работу по постановке спектакля. Возможно, что ему придется внести существенные коррективы в первоначальный замысел, но в целом он останется тем же.

Говоря же об учебной дисциплине «Теория драмы» стоит отметить, что ее основной целью является формирование у студентов навыка профессионально «читать» текст пьесы, т.е. осознанию содержания и структуры драматического произведения. Кроме того необходимо научить студентов основам драматического искусства, и подготовить их к профессиональному осуществлению режиссёрско-сценических решений в своих спектаклях. Дисциплина «Теория драмы» относится к циклу Базовой, вариативной части обязательных дисциплин (БЗ.В.ОД 3) и занимает в профессиональной подготовке наряду с профессиональными дисциплинами («Режиссура», «Актерское мастерство», «История театра»), существенное и важное место. Знания законов драматургии подразумевает их непосредственное использование в практической деятельности сценического искусства.

Основными задачами дисциплины «Теория драмы» можно считать изучение законов драматургии, методов анализа драматического произведения, процесса исторического развития драмы, учений о драме, основных этапов в эволюции драматических жанров и форм. На данных положениях необходимо основывать учебник по теории драмы. Мы же за основу данного учебного пособия взяли третий раздел дисциплины, на наш взгляд самый существенный, – анализ драматического произведения. Это обусловлено тем, что для режиссера главным все же остается умение «разобрать», т.е., проанализировать пьесу (драматическое произведение), проникнуть в замысел драматурга и создать на основании этого анализа сценическое произведение (спектакль). И такая книга в первую очередь важна и нужна студенту театрального отделения.

В данном пособии предлагается методика анализа драматического произведения, которая опирается на практический опыт автора в преподавании курса «Теория драмы» с 1998 г., в Орловском государственном институте искусств и культуры. Именно это и обусловливает структуру и композицию пособия. Цель пособия – научить грамотно анализировать драматическое произведение. Сам же этот анализ нам представляется системой, состоящей из различных видов анализов. Основная идея заключается в том, чтобы рассмотреть смысловой план, действенное и внешнее построение, т.е. исследовать структуру драматического произведения и технические приемы ее реализации.

Некоторые анализы, представленные в данном пособии, довольно известны и подробно освещены в теории (идейно-тематический анализ, анализ действия пьесы), но некоторые, в частности формально-композиционный и текстовой анализы, являются авторскими разработками. Последовательность, в которой эти анализы здесь приводятся, не является строго обязательной. Очередность их применения зависит от личного желания и расположения, сам же набор обеспечивает, на наш взгляд, достаточно полное исследование драматического произведения.

Объем материала, представленный в данном учебном пособии, не является исчерпывающим, по всему курсу «Теории драмы», т.к. нами не ставилась цель написать учебник по этой дисциплине. Автором излагаются лишь основы анализа драматического произведения, как мы уже сказали, одного из разделов «Теории драмы». Впоследствии автор предполагает дать определение понятиям и категориям драмы, а также подробно проанализировать, как исторически развивались учения о драме, в учебных пособиях: «Теория драмы: Понятия и категории»; «Теория драмы: История учений о драме».

Кроме того, что с одной стороны перед нами стояла задача представить методику анализа, способную помочь студенту проанализировать драматическое произведение, понять его внутреннее содержание и формальное построение, с другой, – в какой-то степени, пособие является теоретическим исследованием отдельных вопросов теории драмы. Здесь нами была предпринята попытка научного подхода к анализу драматического произведения. Большой отпечаток на стиль и на подход к изучению драмы наложили книги отечественных исследователей, таких как: Балухатый С. «Проблемы драматургического анализа»; Волькенштейн В.М. «Драматургия». А также зарубежные: П. Пави «Словарь театра»; А. Юберсфельд «Читать театр»; У. Эко «Имя розы».

Но прежде чем перейти непосредственно к системе анализа, необходимо выявить ряд моментов, касающихся конструкции драматического произведения и тех влияний на драматурга, которые он испытывает во время написания пьесы. Поэтому мы предварили изложение системы анализа описанием общих элементов драмы.

* * *



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: