Краткая ретроспектива

За всю историю развития театра у каждого режиссера, руководителя труппы, театра, драматурга (как постановщика) были свои определенные способы и приемы сценической реализации пьесы. Это были сугубо индивидуальные методы, и вплоть до конца XIX века не приходится говорить об анализе пьесы как особом театральном методе. В двадцатом веке появился ряд методов анализа драматического произведения, о которых мы здесь коротко расскажем.

Стоит особо подчеркнуть, что мы опираемся в этом очерке только на методы, которые были изложены авторами в специально написанных (ими или систематизированы их учениками) и отдельно изданных работах (трактатах). Мы говорим о трактате как о специфической литературной форме, соответствующих научному сочинению, содержащему обсуждение какого-либо вопроса в форме рассуждения (часто полемически заостренного), ставящего своей целью изложить принципиальный подход к предмету

Мы также не берем во внимание мысли отдельных режиссеров, их публицистику, очерки и пр., т.к. стараемся рассмотреть методологию работы по анализу драматургического произведения, а не отдельные способы, при этом нисколько не принижая вклад отдельных режиссеров в развитии теории драмы. По той же причине мы не рассматриваем здесь и книги подобные «Драматургия» Волькенштейн В.М., т.к. по нашему мнению в них рассматриваются отдельные понятия и категории драматургии, но не предлагается системный метод анализа драматургического произведения.

Самый известный, и оказавший громадное влияние на всю театральную практику ХХ века, несомненно, метод действенного анализа пьесы и роли. Его авторство принадлежит великому театральному деятелю – К.С. Станиславскому, хотя в его разработку внесли много ценного и полезного его ученики и последующие режиссеры ХХ века.

В том, что авторство принадлежит ему, со всей очевидностью утверждает сама М.О. Кнебель: «Предложенный Станиславским в конце своей жизни новый прием работы - метод действенного анализа пьесы и роли - органично связан и последовательно вытекает из всей его предыдущей сценической и педагогической деятельности. Этот раздел работы нельзя рассматривать оторвано от всей системы Станиславского»[8].

Этот метод действенного анализа как новый прием работы был предложен К.С. Станиславским в конце своей жизни для преодоления развивающейся пассивности актера, который при длительности «застольного» периода возлагает всю ответственность за создание роли на режиссера. Предпосылкой создания метода явилось то, что прежний порядок репетиций основывался на искусственном разрыве (во время застольных репетиций) между психической и физической сторонами исполнителя. Поэтому Станиславским был предложен метод анализа пьесы и роли, состоящий из трех этапов:

I. Краткий логический разбор пьесы - «разведка умом».

II. После этого актеру предлагалось выйти на площадку, для того чтобы выполнить свои действия в конкретной обстановке, - «разведка действием».

III. Затем необходимо возвратиться за стол для осмысления найденного и проверки, насколько точно исполняется замысел драматурга, - «разведка умом и действием».

По этой схеме строится процесс работы над всем спектаклем и над каждой ролью в частности. Необходимо отметить, что практически во всех сочинениях К.С. Станиславского указывается на проникновение именно в замысел драматурга, а не в создание своего собственного. Для этого проникновения он и придумывал различные системы и методы.

Структурными элементами этого вида анализа (они же являются последовательными этапами в работе над пьесой по данному методу) являются следующие: Предлагаемые обстоятельства; События; Оценка фактов; Сверхзадача; Сквозное действие; Линия роли; Этюдные репетиции; Второй план; Внутренний монолог; Видение; Характерность; Слово; Творческая атмосфера.

Как мы видим, это метод не столько разбора (анализа) драматического произведения, сколько метод создания роли. И поэтому М.О. Кнебель, говоря о действенном анализе Станиславского, указывала, что речь идет о «репетиционном методе». Она в частности писала: «Мы стремились на конкретном материале показать методологию нового приема репетиционной работы путем действенного анализа пьесы и роли[9]».

Формальный метод (техника драмы). Сергей Балухатый в 1925 г. предложил интересный метод анализа пьесы, основанный на системном описании своеобразных качеств, принципов связи формы и выражения драматических элементов. Эту систему автор определяет как «технику» драмы. «Описание драмы, т.е. ее анализ, - считает Балухатый, - предполагает отчетливое членение материала, вытекающее из исходного теоретического представления об органическом единстве входящих в драму слагаемых»[10]. Описательный метод, в отличие от метода дедукции, рассматривает драму не как систему знаков интуитивно вскрываемой эстетической ее природы, но как своеобразную «технологическую словесно-художественную дисциплину». Элементами драмы, подлежащими описанию и анализу, по мнению Балухатого, нужно считать следующие:

- Словесный материал (эмоциональное и динамическое слово).

- Факторы, организующие словесный ряд (тема и эмоция).

- Приемы характеросложения (координация характеров слагает сюжет).

- Сюжет и фабула драмы. Сюжет - схематическая драматическая тема; фабула - движение основных силовых линий сюжета.

- Композиция (сюжетная, драматическая, диалогическая, сценическая).

- Жанровые поэтики - технические приемы выполнения различных композиционных слоев.

- Литературная и сценическая препарация текста. «Наличие двух типов текста пьес - литературного и сценического - с их различными стилистическими системами и с различными функциями технических приемов неизбежно связано с видоизменением соответственных приемов драматургического анализа»[11].

Эти элементы и их последовательность являются своеобразным планом анализа драматического произведения, задача которого - установление приемов драматической техники, определение функций этих приемов, характеристика координирующей их игры в данной жанровой системе.

Намеченные приемы драматического анализа Балухатый демонстрирует далее на опыте системного описания «того типа психолого-бытовой драмы, который был создан Чеховым в театральных условиях конца XIX века»[12]. Эти элементы исследуются в следующей форме:

Афиша - анализ системы действующих лиц (как даны характеры в пьесе).

Анализ основных диалоговых тем с их главными функциями.

Порядок (композиция) следования тем:

A - Лопахин

B - Раневская

С - Продажа имения

defghigk - (тема о жизни, об интеллигенции и т.д.).

Затем строится схема следования тем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: