Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.
![]() |
Задача Цель
действие
Подобных задач, которые решаются по ходу пьесы всеми персонажами, множество, все они складываются в одну «сверхзадачу», так же и все отдельные действия в итоге сливаются и составляют одно «сквозное действие», направленное на достижение сверхзадачи.
Мы используем для иллюстрации ряд схем, предложенных Станиславским для объяснения принципа функционирования сквозного действия и превращения его в тенденцию при отсутствии сверхзадачи. Станиславский отмечал необходимость того, чтобы все без исключения задачи и их короткие линии действия роли направлялись в одну для всех, общую сторону – сверхзадачу.

Так должно быть в идеале, но при отсутствии сверхзадачи происходит следующий процесс - общий хаос и неуправляемость действий, выражается он так:
Может произойти еще один «перекос», когда в пьесу вносится посторонний, не относящийся к ней смысл, точнее, наверное, будет сказать – цель, т.к. цель есть практическое выражение смысла. При этом сквозное действие частично остается, но ему приходится поминутно и постоянно отвлекаться в сторону привнесенной тенденции.
Любой смысловой объем можно разделить на три уровня:
· вечность;
· современность;
· злободневность.
При смешении их или внесения одного из этих элементов в старую пьесу и подмене им собственного содержания мы можем наблюдать процесс ассимиляции смыслов, когда тенденция, т.е. несвойственный данной пьесе смысл, становится ее сверхзадачей.
![]() |
На этом нам хочется закончить краткий обзор понятия «сквозное действие», более подробную информацию можно найти в трудах Станиславского.
В заключение напомним еще раз основные этапы в «анализе действия пьесы»:








