Полилог (ρολύ – «много»; λόγος – «слово») – форма устной речи, одновременный разговор между несколькими лицами или произнесение реплик, звуков, восклицаний одновременно несколькими персонажами.
Полилог может проявляться в хоровой речи актеров как своеобразного разговора «в унисон»:
1) когда все говорят одновременно;
2) когда ничего, кроме нечленораздельных звуков (типа ш-ш-ш!), они произнести не могут;
3) когда все замолкают (как в заключительной сцене трагедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
Говоря о персонажной части обобщенно-персонажного аспекта авторской речи в драматургическом тексте, мы, естественно, подразумеваем в первую очередь ее отнесенность к персонажу как к действующему лицу, произносящему сценическую речь, то есть к говорящему. Но в этом словесном выражении он оказывается окруженным:
1. Другими действующими лицами, синхронно с ним находящимися на сцене в момент говорения, но до определенного времени не вступающими в разговор.
2. Несколькими лицами, говорящими одновременно в силу слишком сильного душевного потрясения.
|
|
3. Личного переживания говорящего персонажа.
4. Бесконтрольного поведения.
Кроме этих моментов заслуживает внимания еще один момент персонажного представления авторской речи, который является по своей сути моноцентричным. Особенность данного момента заключается в том, что он предполагает одновременное произнесение несколькими персонажами одной и той же фразы, а потому:
· во-первых, связан одной и той же авторской речью, которая объединяет говорящих;
· во-вторых, сама авторская речь дается драматургом как впереди, так и после, то есть она может предшествовать, а может не предшествовать хоровому унисону;
· в-третьих, она выступает в виде моноцентричного момента, показывающего сам факт слияния речи персонажей в единый хоровой комплекс как синтезированную речь нескольких лиц, действующих на сцене синхронно.