Реплика – это факт ответа на предшествующий дискурс или немедленное парирование аргумента. В узком смысле реплика– текст персонажа в ходе диалога в ответ на вопрос. Она имеет смысл только в сцеплении с предшествующей и последующей репликами. Минимальное единство смысла образуется парами:
· реплика / контрреплика
· слово / контрслово
· действие / реакция
Часто зритель не следит за нитью слитного текста, он интерпретирует реплику в контексте высказываний. Структурирование совокупности реплик дает нам построение ритмов пьесы. Набор реплик не помещается лишь на уровне текста: он имеет место и на уровне интонаций, ритма мизансцены, действий, стиля игры. По Брехту, расстановка реплик осуществляется по принципу тенниса (схватывание на лету).
Реплики бывают:
· узнавания;
· нападения;
· взывания помощи;
· искания выхода;
· разведки;
· a parte (в сторону).
Функции и назначение ремарок. Виды ремарок.
Ремарка – описание действия. Можно также ее назвать прямым вмешательством автора, комментированием действия и донесением дополнительного смысла, что в целом приводит к разрушению иллюзии повествования. Основными функциями ремарки можно считать:
|
|
· комментирование;
· сообщение дополнительных условий;
· прояснение смысла;
· указание мест действия;
· указание времени действия;
· раскрытие психологического состояния;
· указание на симультанность.
В театральной практике сложилось двоякое отношение к ремарке. Первое характеризуется полным исполнением указаний автора. Второе –пренебрежением и необязательным исполнением ремарок. Вопрос по существу заключается в том, насколько ремарка «обязательна» к исполнению. Совершенно справедливы упреки к драматургам за их неполное представление о сценических выразительных средствах. К этому же примыкает и проблема трактовки, вносящая дополнительные коррективы в драматургию. Но в этом споре не стоит забывать, что в эволюции театральной ремарки отразилась эволюция театра и сценических форм. Здесь мы видим результат взаимодействия драматург – театр. Ремарка, по мнению Сахновского-Панкеева, – компонент, привнесенный историей развития драмы. В Древней Греции их нет, у Шекспира – минимум, чем дальше, тем ремарки появляются чаще и становятся все более обширными.