В классицистской драматургии диалогсимволизировал начало действия, он его причина и следствие. В натурализме диалог лишь видимая и вторичная причина действия, само же действие движется благодаря изменениям ситуации; диалог является «проявителем», барометром действия. В театре абсурда/парадокса диалог – примета, знак, часто алогичный и противопоставленный действию. Диалог, во многом приближающийся по своему характеру к разговорному языку реальной жизни, можно назвать натуралистическим. В основе же языка в театре (речи персонажей) лежит принцип приподнятости над реальной жизнью.
Не всякий диалог драматичен (например «бытовое общение»). Драматический диалог – это речь / речи, раскрывающие драматизм поведения, эмоций или ситуации. В диалог вплетаются паузы – моменты безмолвного действия. Паузы в диалоге выступают как:
· признак перемены темы;
· признак затруднительного положения;
· затрудненность речи (смущение);
· признак размышления, раздумий;
· признак протекания скрытой эмоции;
|
|
· признак сдерживания скрытой эмоции.
Существуют сцены открытого и косвенного диалога. К первым (когда текст и действие совпадают) относятся шекспировские пьесы и подобные им. Ко вторым – психологическая драма Ибсена, Гауптмана, Чехова и т.д. Но кроме этого есть в рамках диалога и некоторые другие виды общения, например прием тейхоскопии. Тейхоскопия(«взгляд сквозь стену») является приемом, снимающим необходимость в показе некоторых сцен, например:
· изображает то, что происходит за сценой;
· общение между видимым и невидимым персонажем (например, телефонный разговор);
· общение между человеком и богом, призраком и т.д.;
· между одушевленными и неодушевленными предметами.
Механизм диалога.
· смена темы – одна тема вызывает другую (часто ассоциативно);
· подхват темы – тема, начатая одним лицом, раскрывается другим;
· перебой темы – тема смещается другими темами, но остается единой в течение всего диалога;
· разрыв темы – тема прерывается в какой-то момент и завершается в конце диалога;
· возвращение темы – перебиваемая тема всплывает в другом месте (иногда неоднократно) и завершается;
· срыв темы – тема прерывается без завершения.
(Обычна форматемоведения: вопросно-ответная и подхватная)