История создания

Понятие «актантная модель» появилось в процессе теоретического исследования, выявления и осмысления основных сил драмы и их роли в действии. «Преимущество модели, – пишет Пави, –состоит в том, что «характер» и «действие» не разделяются искусственно, но раскрывается их диалектика и постепенный переход от одного к другому»[85]. Успех, который пришел к ней вскоре после ее появления, объясняется тем, что модель многое проясняет в проблеме «драматической ситуации» (по определению Пави), а также четко выявляет процесс зарождения и развития конфликта, группирует персонажей по их физическому отношению к конфликту. Наконец, модель представляет нам персонаж с совершенно новой стороны и он «не уподобляется более существу психологическому или метафизическому, но некой принадлежащей глобальной системе индивидуальности, меняющейся от «аморфной» формы актанта… до конкретной формы актера»[86].

Главной и существенной особенностью, позволившей появиться модели, следует считать желание исследователей разделить персонажей (действующих лиц) на минимальное количество категорий, с тем чтобы охватить все существующие в пьесе комбинации. Это необходимо было сделать для того, чтобы выделить подлинных инициаторов действия - протагонистов. Исследования в данном направлении были впервые предприняты Ж. Польтив 1895 г. Он в своей книге «Тридцать шесть драматических ситуаций» изложил идею о том, что все драматические ситуации, существующие в драматургии можно свести к 36, остальные – лишь их комбинация. В. Проппв своей работе «Морфология сказки» (1928) выделил из корпуса сказок рассказ-тип с 7 актантами, принадлежащими к 7 кругам действия. Это:

· вредитель; · даритель; · отправитель (героя); · герой; · ложный герой; · помощник; · царевна.

Пропп приходит к выводу, что сказка часто описывает один и тот же тип действия, изменяя лишь названия, имена, атрибуты и т.д. Это наблюдение дало возможность изучать сказку по «функциям действующих лиц» [87].

В 1950 г. Е.Сурио в книге «200 тысяч драматических ситуаций» выделил 6 функций любого драматического универсума, что явилось первым значительным этапом (после Проппа) формализации актантов. А-Ж Греймасв своих работах «Структурная семантика» (1966) и «Смысл» (1970) структурирует 6 функций Сурио, подразделяя их на пары, создавая тем самым непосредственно саму «актантную модель».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: