Существует 2 подхода к регулированию конкуренции: американский (принцип запрета монополии) и европейский (регулирование и контроль монополистической деятельности, такая же система монопольного регулирования и в РФ)
Основной закон – «Закон о защите конкуренции» от 26 июня 2006. Этот закон распространяется на отношения с участием российских юр лиц, иностранных юр лиц, федеральных, региональных, бюджетных и физ лиц.
К антимонопольному законодательству также относятся 8 и 34 статьи Конституции и статьи 8 и 10 ГК, закон о рынке ценных бумаг (1996), о банках и банковской деятельности (1996), об организации страхового дела (1997), о рекламе (2006), закон о естественных монополиях (1995).
Система антимонопольных органов: ФАС (федер антимонопольная служба) и ФСТ)федер служба по тарифам) РФ.
Руководители данных служб подчиняются непосредственно председателю правительства.
ФАС имеет право привлекать к ответственности нарушителей, издает НПА, налагает штрафы, издает предписания, обязанные к исполнению.
ФСТ ведет реестр естественных монополий, регулирует их деятельность.
Конкуренция – соперничество хоз субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке, т.е. монопольно воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке.
Доминирующее положение – такое положение одного или нескольких хоз субъектов на рынке одного товара, которое дает право либо оказывать решающее влияние на обращение товаров, либо устранять с рынка др хоз субъектов, либо затруднять доступ на этот рынок.
Но для этого доля на рынке должна быть 50 и более %.
Исключения: 1) каждый субъект, занимающий более 50% или 50% может доказать, что его положение не является доминирующим 2)если доля субъекта от 35% до 50%, то ФАС может доказать, что субъект имеет доминирующее положение на рынке.
Если несколько субъектов – все то же самое, но каждый из них должен иметь не менее 8%, а все - не более 50%.
ФАС ведет реестр субъектов, занимающих доминирующее положение.






