Источники правового регулирования конкуренции и монополии

В соответствии с данными направлениями можно выделить несколько основных источников правового регулирования конкуренции и монополии в России.

Конституция РФ 1993 г. (принцип государственной поддержки конкуренции - основной задачи правового регулирования всех областей законодательства о конкуренции и монополии, включая антимонопольное. По Конституции РФ "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Принятие конкурентного законодательства является "исключительной прерогативой Российской Федерации", так как в исключительном ведении РФ находятся вопросы установления правовых основ единого рынка

Международные акты, заключенные от имени России соответствующими уполномоченными органами власти, по вопросам антимонопольной и/или - шире - конкурентной политики в целом. В теории международного права выделяется три вида международных договоров - межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

К межгосударственным, межправительственным договорам с участием Российской Федерации: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.; Мадридские соглашения о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний о месте происхождения на товарах и о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 1989 г.); Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в ред. от 2 октября 1979 г.); Всемирная конвенция об авторском праве (в ред. 1952 г.); Конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.;

Среди международных актов, подписанных антимонопольным органом, есть и соглашения с зарубежными неправительственными организациями. К таким международным актам, в частности, относятся: Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Центром потребительского права Католического университета г. Лувен-ла-Нев (Бельгия) о сотрудничестве в области защиты прав потребителей (Москва, 10 февраля 1994 г.);Протокол о сотрудничестве между МАП России и Международной ассоциацией юристов (Ай-Би-Эй) (22 декабря 1999 г.).

Федеральные конституционные законы (ФКЗ). Некоторые законы напрямую не регулируют процессы конкуренции и монополии, тем не менее косвенным образом влияют на реализацию конкурентной политики государства. К таким ФКЗ относятся, например: "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации" и др., так как в них содержатся нормы, необходимые для правильного осуществления судебных полномочий и судебной защиты прав, в том числе и в сфере правового регулирования конкуренции и монополии.

Кодексы и федеральные законы. Среди кодексов необходимо назвать:

ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УК РФ, УПК РФ, КоАП, а также отраслевые кодексы - Лесной, Водный и др.

Федеральные законы. Центральное, системообразующее значение в регулировании конкурентных отношений имеет Закон о защите конкуренции как основной акт антимонопольного законодательства, определяющий базовые полномочия антимонопольного органа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе на товарных рынках и рынках финансовых услуг, рынках, связанных с использованием природных ресурсов, и др. Данный Закон устанавливает систему запретов для хозяйствующих субъектов и органов публичной администрации на незаконное поведение в сфере конкуренции и монополии, определяет виды нарушений антимонопольного законодательства и базовые положения по порядку их предупреждения, пресечения и применения мер ответственности, а также вопросы защиты гражданских прав в связи с нарушением виновными лицами антимонопольного законодательства, в том числе неправомерными действиями самого антимонопольного органа при реализации своей контрольной функции.

Закон о рекламе является специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции. Он детализирует требования к рекламе в целях предупреждения, пресечения и применения мер ответственности за использование конкурентами средств рекламы для недобросовестной конкурентной борьбы на рынке рекламируемых товаров, работ или услуг.

Законодательство, определяющее сферы, порядок деятельности, регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий: Закон о естественных монополиях, а также ряд специальных отраслевых законов, полностью или частично посвященных регулированию отдельных сфер естественных монополий: ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", "О связи", "О железнодорожном транспорте в РФ", "Об электроэнергетике", "О почтовой связи", "О газоснабжении в РФ", "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", - и другие нормативные правовые акты в сфере естественных монополий, в том числе акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятые в соответствии (и/или во исполнение) с федеральным законодательством о естественных монополиях. Это и кодексы Российской Федерации: Торгового мореплавания, Воздушный, Внутреннего водного транспорта, Водный.

Необходимо назвать ряд специальных законов в области регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральные законы " Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", " О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О таможенном тарифе", "О защите конкуренции" в части полномочий антимонопольного органа по даче заключений о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Закон об электроэнергетике, законы, регламентирующие отдельные сферы финансовых услуг, такие как Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", а также Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Средиотраслевых законодательных актов можно указать Закон РФ "О недрах, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и иные федеральные нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные положения и/или определяющие дополнительные особенности антимонопольных требований в отдельных сферах деятельности, в частности Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.

Акты, закрепляющие нормы, направленные на поддержку предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса: ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Нормы, направленные на поддержку и содействие малому бизнесу, содержатся и в иных нормативных правовых актах, в частности в Законе о размещении заказов и Налоговом кодексе РФ. Кроме того, поддержка малого и среднего предпринимательства может осуществляться в регионах и на местном уровне на основе соответствующих актов субъектов и муниципальных образований России. К этой группе следует отнести и акты, направленные на решение задач адвокатирования конкуренции. Так, например, на сайте антимонопольного органа размещен проект целевой программы ведомства "Адвокатирование конкуренции".

На федеральном уровне определенные отношения в сфере конкуренции и монополии могут регламентироваться нормативными правовыми актами Президента России, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений в сфере конкуренции и монополии. В ограниченном объеме нормативные правовые акты, связанные с осуществлением контрольной и надзорной деятельности в области конкурентного права, могут издавать правоохранительные органы. Важными источниками правового регулирования реализации конкурентной политики, на основе которых осуществляется координация деятельности уполномоченных в данной сфере органов власти между собой и с другими органами, общественными организациями, научными учреждениями и иными публичными образованиями, являются административные договоры. Как правило, такие договоры заключаются по вопросам взаимодействия и сотрудничества в целях реализации совместных задач и интересов в области конкурентной политики.

Важное значение как источник правоприменения в областях, регулируемых антимонопольным (конкурентным) законодательством, имеют акты высших судебных органов - Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также акты и практика Конституционного Суда Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: