Конкуренция и торговый оборот

Классификация товаров и продуктов

Мы пока совершенно не осознаем огромной значимости классификации для совершенствования товарного обращения. В странах общего рынка, США, в азиатских играх, товарная специализация предприятий основана на действующей стандартной классификации товаров.

Там номера производственной или торговой классификации основных товаров указываются на бланках организаций, т.е. становятся средствами индивидуализации самих субъектов. Единая классификация дает возможность для автоматизированного поиска продавцов и покупателей товара, ускоренного заключения контрактов, в т.ч. через электронные системы торговли. У нас же сам поиск изготовителя или возможного продавца может занять недели и даже месяцы, нам не до эффективной торговли.

Пугинский встретился с любопытными материалами, когда один фермер решил устроить предпиятие по производству сыров. Импортное оборудование купил, а потом 3 месяца искал у кого можно найти оболочку для покрытия сыров.

Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 г. № 301 в России введен общероссийский классификатор продукции.

Классификатор предусматривает цифровой и одновременно штриховое кодирование видов товаров. Но в чем его недостаток? Кодирование предусмотрено с учетом 6 уровней, а различение других характеристик требуется до 12, до 14 уровней – должно осуществляться самими производственными или торговыми организациями. Однако по многих товарам классификационный учет вообще не ведется. В стране отсутствует единая база данных по классификации товаров. Это резко затрудняет налаживание торговых связей, замедляет скорость их установления. Поэтому в стране требуется разработка полных классификаторов, указание в реквизитах организации данных об основных видах товаров, но и создание общедоступного банка данных о товарной специализации организации.

Во внешней торговле важную роль играет товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Она утверждена Постановление от 27.12.1996 г. № 1560, регулярно изменяется. Классификатор товарной номенклатуры построен в соответствии с принятой в мире гарманизирвоанной системой описания и кодирования товаров. Она используется при осуществлении таможенных операций – таможенные посты проверяют данные о номенклатуре товаров для определения ставок пошлин.

Вместе с тем, товарная номенклатура касается лишь импортируемых и экспортируемых товаров и охватывает лишь часть торгового оборота. В деле установления правовых режимов и классификации российских товаров имеется много пробелом и не согласованность. Правовому упорядочению этих вопросов способствовало бы издание Торгового Кодекса, поскольку ГП это вообще не касается.

Средства индивидуализации товаров

Одним зи основных служат:

1. Товарный знак

Он регистрируются в государственном реестре товарных знаков; правообладателю выдается свидетельство на знак. В реестре указывается перечень товаров для индивидуализации которых предназначен знак.

Исключительное право пользователя на знак удостоверяется латинской буквой R в окружности, проставляемой рядом со знаком.

В качестве знака применяются словесные, объемные и другие обозначения.

Право на товарный знак действует в течение 10 лет. По лицензионному договору это право может быть передано другому лицу. Товарный знак проставляется на товарах, этикетках, упаковке, торговой документации.

2. Значимым хотя и весьма редким в России средством индивидуализации является наименование места происхождения товара.

Наименование регистрируется в реестре с выдачей свидетельства. Исключительное право предоставляется любым лицам (не ограниченному кругу лиц), которые в границах данного объекта производят соответствующие товары.

Этим средством служит официальная или не официальная, полная или сокращенная наименование местности или поселения, с которым связаны особые свойства товара.

Таким образом, роль свидетельства - подтвердить происхождение товара – из той местности, с которой связываются особые свойства. То ли по характеру сырья, то ли по традициям производства данного товара, то ли по иным специальным признакам.

Свидетельство также выдается на 10 лет с правом продления.

3. Для индивидуализации товаров используется также коммерческое обозначение.

В ГК указано, что коммерческое обозначение предназначено для индивидуализации предприятий. Это не точно. Индивидуализируются в главной степени товары, производимые на соответствующем предприятии. В этой роли коммерческое обозначение известно как «бренд».

Коммерческое обозначение проставляется на товарах, этикетках, рекламе. Существует та особенность, что исключительное право на коммерческое обозначение может переходить к другому лицу, только вместе с предприятием при его продаже, аренде или франшизе.

Пугинский должен назвать совершенно новый инструмент индивидуализации товаров, появившийся в последнее время:

4. Собственные торговые марки.

Они создаются и применяются розничными торговыми сетями, наряду с товарными знаками, которые проставляют изготовители. Сетевые магазины обозначают своими марками самые различные товары.

При этом качество и высокие потребительские свойства таких товаров должны быть подтверждены производителем на протяжении времени.

Что дает применение собственных марок? Оно дает магазинам добиваться от изготовителей

· улучшения качества,

· увеличения объемов продаж,

· снижение цен.

Применение собственных марок осуществляется по договорам сетевых магазинов с производителями и составляет до 20% реализуемых товаров.

Новая выдумка торговцев – начали ее в Англии, потом во Франции, США – вроде бы дает результаты.

Серьезным недостатком регулирования средств индивидуализации является отсутствие по закону обязанности изготовителя производить товар строго в том месте, которое обозначено на товаре (маркировки, этикетки или в документации). Неурегулированность данного вопроса создает условия для многочисленных злоупотреблений, нарушения и интересов прав покупателей.

Таковые случаи, когда какую-нибудь венгерскую салями изготавливают в Мытищах в подпольном цехе гастарбайтеры. Но не обозначено место – если бы написали “made in Mytishi” – то человек мог бы и найти эту надпись и не купить этот товар.

В 90-е годы зам.пред из Правительства позвонил Пугинскому. Приехал к нему какой-то владелец парфюмерного магазина. Попросили Пугинского посопровождать этого лица (действительно очень богатый человек был). Какие у вас есть пожелания – спросили у него – там где напротив главпочтамта на Тверской. Позвонили хозяину, сказали, что приедет этот товарищ – уберите, пожалуйста, покупателей на часок. Приехал этот человек в магазин на Тверской – и говорит, что не может по таким низким ценам продаваться туалетная вода от Christian Dior. Походил, позаписывал. На другой день этот товарищ приглашает Путинского в ресторан. Приехали к нему. Пугинский впервые узнал, что французское шампанское считается только «брют» - сухое (а у нас еще и сладкое называют французским). И вот начинает им рассказывать, что «надуваловка» с парфюмерий у нас. Потом он подарил по коробу для презентации своей парфюмерии. Оказывается эта фирма обслуживает средний класс Америки. А средний класс там – 80% населения. Не 10%, как у нас, а 80%. Он говорит – мы даем очень высокое качество, потому что если бы мы давали низкое качество, не выбились бы в лидеры. У нас есть предприятия для простых людей – в Бразилии фирма готовит помаду губную и т.п. Но такую помаду мы у себя в штатах продавать не будем. Пугинский приехал домой, жена вцепилась в этот подарок. И потом задумчиво говорит – это очень хорошая парфюмерия. Это что-то совсем другое, высокий класс парфюмерии. Извела быстренько это парфюмерию.

С замминистра торговли СССР встречался Пугинский. Он спрашивает – слушай, тут у меня был забавный случай – приезжал товарищ из Штатов и говорит, что Christian Dior мухлюют, не могут по такой цене продавать. Они изготавливают флаконы во Франции, а заливают их туалетной водой где-то в Ираке или в Иордании. Там производство в 10 раз дешевле – вот зальют они там (не понятно что, разве что не верблюжью мочу), фасуют и отправляют как французский парфюм. И определить где и что заливали – не возможно. Так что мы покупаем далеко не то, что хотим купить. Такие вопросы должны решаться законодательно. Пока мы не проломим эту «цивилистическую стенку», нужно решать этот вопрос в договорах, во внешнеторговых контрактах – нужно оговаривать требование о месте фактического производства, способах подтверждения этого. А они могут быть самые разные – акт экспертизы, справка ТПП (иностранной, например) и способы контроля.

По теме объектов достать и иметь в личном пользовании «Правила Продажи товаров 19.01.1998 г. № 55 г.», утвержденные Постановлением Правительства. Ст. 912-917 ГК РФ (о складских свидетельствах).

Журнал Коммерческое право № 2 за 2009 г. – прочитать статью Масловой И.А. «О собственных торговых марках», ибо кроме как там больше ничего не написано.

Тема: структура и инфраструктура товарного рынка

· Структура рынка

· Развитие субъектов (организаторов рынка)

· Создании рыночной инфраструктуры

Задача построения структуры рынка, рыночного механизма не находила решения до недавнего времени. Государство внимание на это не обращало, конкуренция была не развита, серьезных вложений не было.

Очевидно, что меры по формированию рыночной структуры относится в значительной части в сфере публичного права, в основном административного, торгового права, о котором писали Цитович, Каминка, Нерсестов (?)

Закон о торговле 2009 г. ФЗ-381 в основном является организационно-управленческим, т.е. административным, за исключением ст. 9 (там о договорах сказано).

Сейчас Минпромторгом утверждена стратегия развития торговли до 2020 г. В ней так определяется организация торговли – создание торговых объектов, приобретение оборудования, разработка планов торгово-технологических операций, проектирование торговых и финансовых процессов и дргуие.

Среди обозначенных там задач для России первоочередное значение имеет построение организационного каркаса рыночной экономики. Речь идет о

· приспособлении хозяйствующих субъектов к участию в торговле

· и созданию современных рыночных звеньев

Участники рынка выполняют разные задачи, но их совместными усилиями обеспечивается продвижение товарных потоков.

Это предъявляет особые требования к построению и определению функций каждой группы организаций, участвующих в торговом обороте.

В чем состоят такие требования? Начнем с изготовителей.

Целью и смыслом деятельности сейчас выступает продажи своих изделий и получение дохода от продаж. Налаживание сбыта, повышение доходов от реализации – это пока малопривычная задача для большинства российских предпринимателей.

В советский (недавний) период вся производимая продукция (96%) распределялась плановыми органами и проблемы сбыта фактически не существовало. Более 3 млн человек – плановиков – занималось распределением производимых продуктов и прикреплением покупателей к поставщикам.

Сейчас предприятия обязано совмещать функции изготовителя и продавца. Причем функции продажи является превалирующей, главенствующей над производством. По выражению известного экономиста «производство – это не бизнес, бизнес состоит в реализации».

Необходимость налаживания этих сетей повлекла за собой ломку.

Это повлекло за собой расширение и укрепление фирмами своих бытовых служб, создание коммерческих и бытовых отделов, маркетинговых и рекламных подразделений. Потребовалось разработка предприятиями собственной сбытовой политики, учитывающей возможности развития своего производства и потребности рынка.

Просьба учитываться, что в развитых странах производителями постоянно ведется работа по сбыту своих товаров, причем этот участок (участок сбыта) считается важнейшим, определяющим на перспективу деятельность фирмы.

Там руководство любой компании исходит из общепризнанного положения, что без искусства продавать продукцию трудовой деятельности бессмысленной становится сама эта деятельность. Не за чем производить товары, если не сможешь их продать. Понимание этой истины должно воспитываться у каждого российского предпринимателя.

В одной коммунистической газете столкнулся Пугинский с информацией о том, что один из предпринимателей построил заводик для производства огнеупорного кирпича. А Правительство, мол, не помогает мне сбывать этот товар. Пугинский «нужно быть коммунистическим ослом, чтобы в рыночной экономике требовать помощи от Правительства по сбыту товаров».

Ситуация очень частая.

Далее – крупные и средние производители осуществляют меры по созданию сбытовых сетей. Для продажи изготавливаемых товаров. Такие сети состоят из головной базы и ряда баз или складов в регионах для промежуточного хранения и насыщения покупателей. Отдельные изготовители или несколько изготовителей могут создать дочернюю организацию, на которую возлагают сбыт своих товаров.

Производители, особенно по продовольственным товарам, нередко идут на создание своих магазинов, обычно в том же городе, где сами находятся. Их называют «заводские или фирменные» магазины. Они позволяют учитывать динамику спроса и оперативно реагировать на его изменение.

Теперь об оптовых и иных посреднических организациях.

Здесь требуются наиболее значительные изменений. Именно оптовым организациям принадлежит главная роль в создании единого внутреннего рынка. Они выполняют важные функции взаимосвязей между производством и потреблением.

Если обрисовать ситуацию на Западе, то там оптовые фирмы представляют собой высокоэффективные структуры, способные продвигать огромные массы разнообразных товаров.

Для этого, они располагают мощным складским хозяйством, транспортными терминалами, базами на всей территории страны. Они используют передовые методы и технологии, которые позволяют оптимизировать торговые и финансовые операции, способствуют снижению цен и улучшению обслуживания покупателей.

Сами производители обычно не в состоянии создавать подобные сети сбыта, т.к. это связано со значительными затратами.

Пугинский как-то раз столкнулся с забавным фактом – с фактом распространения товаров по стране. В 90-ом году были в штатах – командировали 4 руководящих работников юридических – Аляска, столица Анкоридж. Город не большой – 50-60 тысяч человек не большой. Аэропорт же огромный. Прошли они по Duty Free. И он видит на полке стоят (аляскинский колорит) – игрушки – собаки лайки (вообще-то это хаски) – очень здорово они были сделаны. Они облетели всю Америку и когда прилетели в Филадельфию (юг Америки) – 9 или 10 часов лететь от Аляски, при случае зашли в огромный магазин и там снова стоят эти собаки. Вот эти игрушки продвигали по всей стране!

В РФ отстает развитие оптовых и посреднических организаций (причем в качественном отношении). Элементы рыночного механизма распределения товаров у нас пока не урегулированы. Их правовое регулирование находится на крайне низком уровне. Это сейчас одна из главных проблем и не только коммерческого права, но и экономики в целом.

В сфере торгового посредничества происходят крайне негативные процессы. Гражданское право вообще не регулирует оптово-посредническую деятельность – не понимает что это такое, и не желает, чтобы этим занималось коммерческое право.

В результате неуправляемого развития торговых структур произошло вот что: в стране число оптово-посреднических организаций увеличилось с 30.000 до 450.000 (15-ти кратный рост за 20 лет). Но что это за оптовые организации – средняя численность (90% из них) составляет 4 человека, т.е. в них есть директор, бухгалтер, секретарша и шофер. Все. Эти организации не имеют складских помещений и транспорта, а потому не ведут реальной работы с товарами. Они занимаются лишь перепродажей (спекулятивной) партий товара по договорам в режиме транзитной поставки (т.е. движение товаров происходит миную их).

Основная цель таких посредников состоит во взимании наценок за перепродаваемый товар. Из распределительных звеньев, как это положено и как это обстоит в цивилизованных странах, они превратились в спекулятивных перекупщиков.

Спекулятивная направленность стала главной в их деятельности. Когда товар проходит через несколько посредников он дорожает от 2 до 15 раз. Торговые посредники стали основным генератором инфляции в стране.

В результате реальные доходы населения, в том числе наши с вами, не смотря на все прибавки зарплат и пенсий сокращаются на 1,5% в год по подсчетам экономистов. Однако эти процессы проходят мимо внимания властей и аналитических служб. Посмотреть на это очень просто – возьми ежегодные сборники Росстата и поинтересуйтесь – этих процессов не видит цивилистика. Лишь коммерциалисты обращают на это внимание – на то, что нас с вами грабят ежегодно и последовательно в неослабевающих размерах. Поэтому когда вы участвуете в общественных движения, если хотите принести пользу стране и людям, то обращайте внимание (чем громче, тем лучше) на вот это творящееся безобразие.

Ни чиновникам, ни ученым дядям до этого нет дела. Им интереснее заниматься проблемами Римского права и сервитутами.

Для преодоления этих проблем нужен комплекс мер, в том числе и правовых.

Следовало бы прежде всего установить максимально высокие налоги на прибыль посреднических операций по транзитным операциям (по тем сделкам, где они не прикасаются к товарам), ибо это «шальные деньги», вроде доходов казино и игровых залов. Желательно государственное регулирование посреднических наценок и контроль за их установлением (Голландия, Франция, Скандинаские страны).

Нужна необходимость установить требования наличия складских помещений, установить минимальную численность персонала (15-20 человек) и иные жесткие меры для исправления ситуации.

Основная часть посреднических операций у нас носит разовый характер.

Российский ГК не содержит понятие долгосрочного договора, ориентируя субъектов на краткосрочные связи. Это также ведет к деградации торгового посредничества.

На Западе широко распространена сбытовая работа через постоянных посредников. При регулярных поставок, прежде всего на экспорт в другие страны, там подыскиваются или создаются организации-дистрибьюторы. Такая работа требует не малых средств и усилий. Приходится на местах подбирать надежных партнеров, оказывать им организационную и техническую помощь. Но эти методы однозначно и успешно используют иностранцы, в т.ч. и в России. Они себя на практике оправдывают, поэтому надо идти этим путем.

В 1994 г. Пугинский консультировал крупную дистрибьюторскую компанию – позвонил очень хороший товарищ (сослуживец) – мол, проконсультируй, пожалуйста. И этот самый хозяин фирмы – вы хоть бы раз в неделю приезжали бы и по некоторым вопросам нас консультировали. Пугинский спросил – деньги у вас есть? Да, 25. Чего 25? Миллионов. Ок, сказал Пугинский.

Раз в неделю на полдня приезжал и проверял ответственные контракты. Как с ними работал их поставщик – через них реализовывал йогурты, тогда в России это был дефицит. И ребята постепенно овладевали рынком – Поволжье, Урал, Сибирь и т.п. Поставщик давал им десяток автомобилей – фур, подъемное оборудование (грузчики), холодильные установки. Занимали огромный ангар эти ребята, там установки холодильные ставили. Все шло благополучно, но закончилось трагически. В 4 часа ночи Пугинскому звонят – нашего хозяина застрелил. Они находились в международном торговом центре. Они рассказали, что произошло. Оказывается он ночью гулял с собакой по пустырю (хозяин) и скосили из автомата. Милиция приехала, человека 4. И подполковник спрашивает – ты кто? Пугинский отвечает – адвокат. Выйди отсюда! Он сказал – я, конечно, выйду, но жалобу напишу. Тогда сиди, сказал подполковник Пугинскому. Милиция ни одной бумажки не посмотрела. Милиции говорят – они его не могли не убить! В записной книжке было написано – Вовику – 300.000$, Коляну – столько то. Понятно, что его убьют с такой бухгалтерией даже за 5.000$.

Xerox в России 1500 отделений и агентств создали. Xerox’у и другим западным предпринимателям благодаря их четким и отлаженным структурам смогли как нож в масло проникнуть в нашу экономику. Это касается любой производящей отрасли хозяйства.

В выступлении наших аграриев часто слышатся вопли – когда к нам приедут заготовители и выкупят у нас продукцию. Да никогда, пока эти труженики сами не наладят сбыт свой продукции!

Сбыт главнее производства, запомни это!

Мы половину продовольствия сбываем по импорту и сбывают нам заведомо дрянь, которую сами есть на западе не станут. Можно услышать демагогию о плохих климатических условиях, мол половина территории – зона вечной мерзлоты.

По ТВ показывают одного придурка с экономфака с надувным глобусом, который постоянно показывает эту зону «вечной мерзлоты».

В Якутии прекрасно наблюдаются заросшие травой по 8, по 10 гектаров, где сеяли и собирали пшеницу. Завоз овощей и пшеницы в этот заполярный круг не требовался. А когда создали колхозы сразу почему-то исчезла оттуда пшеницы и стали туда завозить. Да, это трудоёмко и рискованно, но окупается за счет транспортных расходов и оказывается рентабельным.

Африка и Латинская Америка – есть страны, где по 3 урожая в год созревает. Там и дожди есть и все растет и все вроде благополучно. Вся одежда у людей – пучок соломы в одном месте. А население умирает с голоду и ждет Американской гуманитарной помощи, пока им кукурузную муку и консервы привезут.

Была история с Южно-африканской республикой. До последних 2 десятилетий там был режим апартеида. Были буры – у них были фермерские хозяйства (бывшие голландские колонисты) – они и население обеспечивали и экспортировали. Нэльсон Манделла освободился и этот режим апартеида ликвидировали. Буров повыгоняли (якобы население притесняли) – население местное стало владеть этими фермерскими хозяйствами. Но произошло следующее – режим апартеида ликвидировали, буров ликвидировали, землю дали коренным африканцам – а к земле нужны навыки – нужно сбыть продукцию, взращивать продукцию и уметь сбыть.

Стали импортировать, благо алмазы продавали.

Итого – все сводится к умению или не умению налаживать производство и рыночные структуры.

В США 65% создают кооперативы. Остальные 55% вывозятся заготовительными организациями, причем такая система создавалась с самого начала освоения колонистами Америки.

28% с/х предприятия и 22% фермеров имеют устойчивый выход на товарный рынок. 55% остальные – не знают куда пристраивать свою продукцию. Отсюда необходимость создания эффективной системы сбыты, системы реализации товара.

Изменения в такой группе субъектов, как приобретатели.

Любая организация вынуждена покупать различные ресурсы, т.к. это служит условием жизнедеятельности. В любой фирме есть 2 направления в работе – сбыт продукции и снабжение необходимыми ресурсами.

Ликвидация советской системы планового обеспечения ресурсами потребовала перестройки снабжения буквально в каждой организации. Здесь также оказались необходимы структурные изменения:

1. Укрепление собственных служб снабжения;

2. Налаживание устойчивых связей с изготовителями необходимых ресурсов надежными посредническими организациями по снабжению.

Для крупных и средних потребителей выгодно создание дочерних снабженческих организаций, т.к. их работники больше заинтересованы в результатах, чем собственные отделы снабжения.

Как показывает практика еще целесообразнее для средних организаций создавать совместные снабженческие фирмы, обслуживающие сразу нескольких учредителей. Откуда берется эффект – расширяются возможности взаимного обмена ресурсами или займа друг у друга из имеющихся запасов. Когда Пугинский о таких вещах рассказывает, то просит нас учитывать, что он вовсе не подталкивает к примитивным формам снабжения (вроде обмена). «Это не я довел страну до развала, я учу как выжить, когда половина предприятий неплатежеспособна; постепенно будем переходить на более совершенные системы снабжения».

Был он в Мордовии на электротехническом предприятии. У них как-то начались перебои с приобретением сырья – со снабжением сырьем. Они и так и эдак маялись, а потом директору кто-то привел такого боевого мужика – отставного военное и спросили «Наладишь снабжение?» - «Налажу». Будешь начальником – будут тебе давать заявки, а ты выкалачивай. Отобрал девченок покрасивее девушек и стал их командировать в разные города, чтобы они налаживали поставки. «Делай, что хочешь, но нужно поставить [то-то то-то]». Кто-то замуж вышел, кое-какие девушки принципиально отказывались. Пожаловались директору – и он выгнал того «начальника». Такое могло возникнуть ьтолько в России.

Сейчас создаются гипер и супермаркты с собственными распределительными центрами и складами, действующие как разветвленные торговые сети. Они располагаются и в мелких,и в крупных городах и действуют очень агрессивно.

Можно сформулировать первый принцип коммерческого права, подлежащий учету в правовом регулировании: прежде чем начинать производство товара, нужно наладить его надежный, гарантированный сбыт.

Налаживание сбыта должно предшествовать началу производства или закупки товара.

Увеличение объемов продукции – нужно увеличивать каналы сбыта. Этим, однако, не занимается никто – ни федеральные органы, ни власти регионов. Не занимаются в основном из-за неразработанности торгового законодательства, отсутствия правовых установлений или рекомендаций о путях развития соответствующего законодательства.

Попытки решить эти проблемы можно найти в ФЗ от 28.12.2009 г. Наряду с развитием структурных звеньев осуществляющих реализацию товаров следует различать другое самостоятельное направление структурной работы.

Речь идет о создании контрактных объединений. Такие формирования в зарубежной литературе имеют различные названия: их навязают «связанные предприятия», «системы компаний», «интегрированные структуры» и др. На Западе они получили огромное распространение и оказывают мощное влияние на торговый оборот. Их развитие в России также является необходимым моментов формирования рынка.

Одним из известных и удобных для восприятия контрактного объединения – это простые товарищества, создаваемы по договору о совместной деятельности. Заключение договора о совместной деятельности в с илу 1041 ГК ведет к созданию простого товарищества, которое не является ЮЛ и не требует регистрации.

Договоры о совместной деятельности при умелом применении способны давать значительный экономический эффект.

· Они позволяют участникам использовать объединенные средства, что предпочтительнее в получении кредитов от банков.

· Появляется возможность перемещать имущества и средства через отдельный баланс без налогообложения.

· Каналы сбыта и возможности снабжения, имеющиеся у одного из участников могут использоваться в интересах всех других участников.

Надо просто очень грамотно работать с товариществами, а то налоговые органы будут три шкуры драть.

Видом объединения также является консорциум.

Они образуются предпринимателями для решения общих хозяйственных задач: строительство транспортных узлов, прокладки дорог и линий связи, ремонта зданий и др. ГК не упоминает о таком создании – их нужно рассматривать с юридической точки зрения как простое товарищество.

Есть такие образования как финонсово-промышленные группы. В 2008 г. их было около 90. Это Альфа-альфа групп, ИНТЕРРОС, Уральские заводы и т.п.

В бывшем законе 1995 «О финансово-промышленных группах» из-за невысокого качества этого закона вообще не были закреплены возможности деятельности групп. Главным недостатком было отсутствие стимулов для внутренного инвестирования. Полтора десятка лет при существующем законе ничего не могли делать. Вкладывать средства, входящие в состав «чужого» производства, не было интересно.

Поэтому закон о ФПГ так и не заработал и в 2007 г. был отменен. А на Западе группы успешно действуют как классические контрактные объединения.

За рубежом распространены и другие виды контрактных объединений. Заключаемые их участниками договоры ведут к появлению неформальных субъектов.

Договоры заключают торговые, транспортные и иные организации. Такие договоры оформляются на ряд лет и являются долгосрочными, хотя создаваемые сообщества и не обладают формальным единством, поскольку не являются юридическими лицами. Обаятельность договор и риск ответственности сплачивает их участников не чуть не слабее, чем слияние в единые юридические лица.

Контактные объединения – это чрезвычайно значимые явления. Во всем мире они служат важными звеньями структуры рынка и структуры экономики в целом. Они должны активно внедряться в Российкую практику.

Слабое их развитие у нас обусловливается следующим:

1. Заокнодательной неурегулированностью статуса;

2. Правовой неподготовленностью предпринимателей и юристов для такой работы;

Пугинский посмотрел на листах объявлений основных кафедр – там про контрактные объединения не упоминаются нигде. Ни курсовые, ни дипломы, ни кандидатские, ни дипломы не пишете – а они нужны. Всегда есть опасение оригинальных законов. Но юридическая наука зазря не разрабатывает подобные структуры, шарахается от них. Если сводить науку к тому, что лошади едят овес, то ничего нового у нас не будет. Нужно разрабатывать новые проблемы, важные для предпринимателей. Пугинский выражает надежду, что мы изменим свое отношение к этому.

Есть также организаторы торгового оборота.

Развитие их служит необходимым условием формирования структуры товарного рынка. Они урегулированы хотя и не полно в двух законах: ФЗ от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» и ФЗ-381 «Об основах законодательного регулирования торговой деятельности» от 2009 г.

К числу организаторов относятся прежде всего:

· Оптовые ярмарки

Они действовали в России в дореволюционный период. Ежегодно проводилось до 18 тысяч этих ярмарок. Наши крупнейшие ярмарки – Нижегородоская, Ирбитская по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияя на определине цен по всей Европе.

В советский период в 1970 г. ярморочная торговля стала возрождаться, но она была подчинена системе планового регулирования и роль ярмарок была незначительной.

Ярмарки после монголо-татарского ига указам Михаила Федоровича были созданы в «сожженой» стране и они помогли восстановить производство и сформировать российский товарный рынок.

Около 1600 ярмарок ежегодно проводится на различных уровнях. Но из-за отсутствия законодательной базы их влияние на торговлю остается слабым.

28.12.2009 ФЗ-381 в ст. 11 предусмотрел, что правовое регулирование ярмарок должно осуществлять субъектами. Решение крайне неудачное, будет же разнообразное регулирование.

Достоинство ярмарок – в сжатые сроки (20 дней в месяц) – большого количество договорах, возможность выбора товаров по выставленным образцам одновременное решение вопросов снабжение и сбыта.

Ярмарки являются узлами, где концентрирует установление договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки. Заключение договоров на ярмарках проходит в 4-5 раз быстрее, чем в обычных условиях, т.к. имеются возможности непосредственных контактов и переговоров.

Участие в ярмарках образует часть сбытовой политики любой серьезной фирмы.

Они содействуют развитию конкуренции, продвижении на рынок новых товаров.

В 8 веке н.э. в Лейпциге, Франкфурте возникли они Yahrmarkt – ежегодный торг. Около 4.000 крупных мировых и региональных ярмарок проводится каждый год.

Нам также нужно проводить ярмарки на всех уровнях – это позволит свести отечественных производителей и покупателей друг с другом. Но нужна законодательная база их деятельности. Нужно определить вид ярмарки как ЮЛ и порядок деятельности этих ярмарок. Или будет чушь – ЗАО Тюменская ярмарка предлагает 40.000 тонн нефти.

Ярмарка от своего имени ничем не может торговать. Ее задача – лишь создать условия для торговли, «свести производителей и покупателей».

Нужно достать книгу «Теория и практика договорного регулирования». Зачем она нужна? Мы переходим к изучению главного раздела коммерческого права –изучение торговых договоров. Что такое договор, какова его регулирующая роль – нам прежде не объясняли. Мы должны почитать эту книгу и получить новые знания оттуда. Без этого мы не сможете быть юристами никакими, только вот липовыми. Когда вы ее прочтете, вы убедитесь, что Пугинский не преувеличивает.

Мы ее достанем через Томсиновском издательстве Зерцало – она там дешевле.

11.03.2012 г.

ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговли» и ФЗ 325 от 21.11.2011 г. от организованных торгах.

Согласно ст. закона о биржах: биржа – это организация формирующая оптовый рынок в форме гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по установленным правилам.

Сама биржа по нашему российскому законодательству – это вид коммерческой организации в форме акционерного общества, имеющего лицензию.

Оптовые ярмарки, торговые биржи – гражданское право не регулирует ни их сущность, ни их назначение, ни способ организации. Нет нормальных бирж, нет оптовых ярмарок почему? Потому что ГП говорит, что это ее сфера регулирования и ничего не регулирует, а это не ее предмет регулирования.

Биржа не входит в предмет регулирования ГП? Следовательно, нет регулирования.

В РФ в начале 90 годов по статистическим данным было более 500 бирж. В мире существует всего 147 товарных бирж. Так что мы их переплюнули более, чем в 3 раза. Но все наши биржи в отличие от зарубежных быстро прогорели. В настоящее время числится около 15 бирж, но ни одна из них, за исключением, пожалуй, биржи «Санкт-Петербург» биржама не являются.

37.000 сделок совершили за год наши биржи. Это недельный объем торговли любой западной биржи. Когда наши юристы пишут статьи про биржи, прочитав зарубежные книжонки, то они не понимают, что у нас бирж нет! У нас это просто породия на биржи.

Биржи занимаются торговлей любым товаром, который туда принесут. В российской товарно-сыреьвой бирже продавалось 47.000 видов товаров. А что продавали конкретно? Полусапожки – 24 пары, бенозпила «Дружба» - 5 штук, лампы люминисцентные – 490 штук, кофемолка – 30 штук, фен «Русь», ларингоскоп универсальный. Это не однородный и не взаимозаменяемый товар, вследствие чего исключены совершение страховых сделок с таки м товаром и ликвидация контрактов в клиринговой палате.

Западные биржи торгую только однородным, взаимозаменяемым сырьевым товаром. Чикагская биржа хлопка, Лондонская биржа металлов. Есть и универсальные биржи, но и они торгую специализированным, строго определенным товаром.

Всего существует (со 140 бирж) 70 видов биржевых товаров на планете – это массовые, сырьевые товары. Нефть, хлопок и т.п. Некоторые товары перестают торговаться на бирже. Пример – уголь после II М.В. перестал торговаться. Зато апельсиновый сок стал продаваться на биржах! Американцы потребляют его в чудовищных количествах (в любом кафе продают его как «замороженную мякоть»).

В каких количествах продают? На наших 500 биржах было большое количество разнообразных, неоднородных договоров. Следовательно, условия договоров должны вырабатываться индивидуально, а это не приемлимо для биржи, где нужны стандартизиованные контракты.

На Западе – продают биржевыми партиями (или единицы сделки, кратные биржевой партии). Пример – нефть. Единица сделки – 50 тысяч баррелей. И это дает возможность торговать по стандартным контрактам, страховать контракты, гасить.

Впервые на бирже «Санкт-Петербург» предусмотрена торговля биржевыми партиями нефтепродуктов – по 60 тонн – 1 нефтяная топливная цистерна.

У нас продажа с целью реальной поставки составляет 100% случаев. На наших бирже торгуют с целью реального получения товара. И пока наше законодательство и мышление постановлено на то, чтобы биржа обеспечивала реальную торговлю.

Западные биржи – там с середины 50 годов – перешли на условные продажи. Это крайне важный процесс! Условные продажи составляют 97% объема торгов. Реальные продажи, за которыми стоит отгрузка и расчёты - 2, 3% и они применяются для контроля, для проверки соответствия реальных цен, действительных цен биржевым ценам. На западных биржах – торгуются, покупают, а реально товар не берут.

Возникает вопрос – почему, зачем? Наша биржа – это предприятие «мелкопортионной торговли разнообразными товарами». А их биржа это не торговое предприятия – это инструмент рыночного формирования цен, на основные сырьевые ресурсы через выявление соотношения спроса и предложения. Российские биржи покамест в принципе не способны вести необходимую для них торговлю по стандартным контрактам, т.к. каждый предлагаемый товар по виду, количеству, цене не сопоставим с другим и требует индивидуальной выработки условий контракта.

Продав партию товара туфель, электроламп, брокер не может совершить страховочную (на западе – хеджевую покупку) такого же товара для игры на разнице цен, поскольку другую партию этого товара никто не предлагает.

По этой причине наши биржи не могли перейти на обязательную для западных бирж форвардную, фьючерсную и опционную торговлю. Хотя газеты заливались о том, что та или иная биржа вот-вот перейдет на форвардную торговлю.

Наша задача сегодня – создать несколько бирж, формирующих образование рыночных цен на массовые сырьевые товары.

Как-то раз Пугинский плыл на теплоходе около Рыбинска. Там было 2 отличных здания – лесная и зерновая биржи! На главной артерии поставили эти биржи и с исключительно одним видом товара.

Массовые сырьевые товары – риск, нефть, металлы и т.п.

Зачем это вообще нужно?

Биржи призваны обеспечить рыночное формирование цен на главные виды сырья. В этом их основная функция, а через это упорядочивается образование цен на множество производных товаров. Для бирж характерны высокие скорости сделок, огромные объемы операций.

Когда объем совершаемых сделок достигает реально существующих на свете в природе количества товара.

Пугинский видел NY биржу. Полетели в 90-ом году в Нью-Йорк. Их везут по NY и увидел страшно знакомое здание. Было она как ТПП в Москве, но раза в 3 побольше. Попросились туда – сказали, что в принципе сторонним нельзя, но русские – пусть идут. Хотели увидеть биржевую торговлю. Чиновник сказал – мы вас проводим, но вы встаньте около стенки и ни шагу вперед. Зашли в зал, размером с ледовую площадку в Лужниках и по залу бегают здоровые молодые парни в рубашка. У каждого по 2 радиотелефона – в одну сторону, в другую сторону и т.п. Бегали с тому месту, где можно связаться с клиентом.

Сказали им – смотри – они тут молодые до 35 лет – работа напряженная, но они делают свой миллион и уходят на другую работу. Такая работа создает огромные объемы продаж – когда продают больше, чем есть на Земном шаре.

Виды биржевых договоров:

I. Двойные договоры

a. Хеджевые, т.е. страхуемые. Когда на контракт наслаивается страховочный договор

b. Репо;

II. Договоры на срок (их 11 или 12 – все они построены на учете разницы цен).

Важно число игроков и нам нужно понимать это. К участию в торгах привлекаются крупные и средние продавцы товаров по всей стране. Число брокеров, обслуживающих NY биржи несколько тысяч.

По окончании каждого дня котировальный отдел публикует сложившиеся средние цены в биржевых ведомостях.

Брокеры – детально знают рынок, тонок реагируют на разные факторы экономические и даже политические – это обусловливает высокую точность биржевых цен.

Биржевыми котировками руководствуются остальные предприниматели, даже в других странах. Алюминий из России продают по цене, определенной на дату отгрузки на «Лондонской бирже».

У нас же цены формируются не таким образом. В ГК, которые не регулирует эти рыночные отношения, не сказано про это. У нас цены – результат диктата оптовиков. В результате мы имеем высокую инфляцию. В США, даже в условиях их дефолта инфляция была 2-3%. Поэтому взамен нынешних балаганчиков – бирж, нужны нормальные биржи для выявления соотношения спроса и предложения и рыночного формирования цен.

Пугинский как-то смотрел фильм «Воспоминания о будущем». Там проведена идея о том, что нашу планету множества раз посещали инопланетяне. НА каком-то острове в Паленезии спустился лёгкий самолетик – размер – 30 метров. И вышла пара, которая хотела провести там медовый месяц. Разбили палатку, прожили, потом сели в самолет и улетели. Окружающие туземцы решили построить такую же штуку. Построили из лиан и деревьев некое подобие самолета и стали вокруг него прыгать, ожидая когда он взлетит. И когда Пугинский смотрит на наши биржи – то он вспоминает этот сюжет. Экономические и юридические папуасы соорудили наши биржи.

Несколько неудачных попыток за 20 лет было и молчат все в тряпочку, словно это не их дела. Кричат – мы регулируем биржу – так регулируйте, коли регулируете.

Помещения предоставлялись и т.п. Главное в биржевой торговле – сеть брокерских контор для вовлечения тысяч клиентов для привлечения их в торговлю. На западе это сложилось. Кроме собственно представителей этих фирм крупных на биржевых торгах участвует и население. Для людей биржи выгоднее, чем казино, т.к. шанс выиграть – 50%, а н 0,5% процента, как в казино.

Кроме того потребуется содействие государства для переключения на биржи сделок с соответствующими товарами. И государство, слава Богу, обогатилось умными людьми, которые не испорчены 4-ех томником ГП и они по-немногу проводят политику привлечения к биржевой торговле.

Закупка нефтепродуктов для государственных нужд МВД, МЧС, Министерство обороны осуществляются только через биржи.

Через биржи 15% нефтепродуктов должны торговаться. Производители, посредники – все-равно надо 15% через биржу проводить – это нужно для того, чтобы раскрутить биржевую торговлю.

Оптовые продовольственные рынки

Они повсеместно существуют в развитых станах – их задача в содании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями.

Именно оптовые продажи для магазинов, для общепита, для других крупных потребителей. Кроме отлиичия по предмету (это только с/х продукция) оптовые рынки от опотвых ярмарок отличаются также тем, что раотают постоянно, круглогодично.

Рынки обычно создаются за чертой городов, в промзонах,имеющих выход на магистрали. Фермеры привозят туда свой товар, а торговцы приобретают там этот товар.

На шоссе в Ките Пугинский видел несколько щитов – поросята и гуси, на другом – рыба, на третьем – какая-то зелень. Спросили они сопровождающего – что это такое? А это указатели для крестьян куда нужно ехать со своими продуктами. У нас таких указалетей нет.

В Москве предпринята попытка создания таких рынков. Они называются оптовыми по недоразумению. Продажа там идет из автофургонов, а в конце дня все уезжают и остается пустырь. Продается там товарам не оптовикам, а гражданам.

Отсутствие у нас таких оптовых продвольственных рынков тормозит хозяйство близлежащих районов и областей.

Важным сектором рынка должна стать система контрактных закупок. 525 – 534 ГК и группой законов: надо упомянуть ФЗ-94 от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд».

Кодексом и законами предусмотрено заключение контрактов на закупку ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по 2 уровням:

I. Федеральные;

II. Региональные.

Они разнообразны по направлениям – удовлетвоерине нужд обороны, обеспечение здравоохранение, закладка в государственный резерв и другие.

Закупка продукции для выполнения программ – лежит на соответствующих заказчиках. Заказчика для выполнения федеральных программ определяет Правительство РФ. На региональном уровне заказчиков определяют исполнительные органы.

Заказчиками могут быть министерства, агентства, государственные учреждения, казенные предприятия.

Для приобретения ресурсов заказчиком выделяются средства из федерального или региональных бюджетов.

Основаниями для заключения контрактов служит:

1. Наличие государственной программы для ресурсного обеспечения которой и заключается контракт;

2. Выделение заказчику из соответствующего бюджета (или внебюджетных фондов) средств для оплаты закупаемых ресурсов.

Распоряжением Правительства от 01.07.2009 г. определено 5 электронных площадок исключительно на которых федеральные и региональные органы могут закупать товары и услуги для государственных нужд.

С этого года перечень стал обязательным и для муниципальных структур.

ФЗ-94 – это важный шаг для решения задача формирования в стране контрактной системы закупок. Пока целостная система закупок для государственных нужд в стране отсутствует. Все это предстоит налаживать, в первую очередь нам самим, ибо мы наиболее подготовленные специалисты.

Примитивное, жалкое состояние наших рыночных сруктур во многом объясняется недостатками правового регулирования. До сих по организация бирж не установлена, оптовые ярмарки, оптовые продовольсвтеныне рынки иные организаторы торговли не регулируются надлежащих образом. Для создания рыночной структуры федеральная власть пока ничего не делает. И региональным органам спроса не предъявляет.

А рынок сам по себе без организационных предпосылок не возникнет. Есть 2 положения – «О пределах рыночного саморегулирования». В ходу было суждение Адама Смита о невидимой руке рынке, которая все сделает и все отрегулирует. И эта рука действует, но лишь в определенных пределах.

Объем товарооборота вырос в 5 раз – это создавалось предпринимательской инициативой. Но в тех местах, где должно быть государственное регулирование – там эта «рука» не поможет. Мы как раз и провалились там, где должна быть выработана государственная политика.

Совершенствование государственного регулирования торговли вообще-то относится к административному праву. Об этом Цитович, Каминка писали.

Пугинский в силу необходимости вынужден этим заниматься. На кафедре админы нет ни одного человека, который бы хотел этим заниматься, но этим, по идее, должны они заниматься.

Администртивно-торговое право –

Наряду со структурными методами должна быть создана инфраструктура товарного рынка.

Инфра – то, что находится под «структурой, ниже структуры». Инфраструктура – это совокупность звеньев, обеспечивающих нормальную деятельность субъектов при осуществлении торгового оборота.

Раззявите инфраструктуры имеет важное значение для становления торговли. Внутри инфраструктуры выделяют несколько подсистем.

· Такова, например, подсистема складского хозяйства. Важна роль принадлежит транспортной подсистеме, обеспечивающей перемещение товаров к потребителю.

· В качестве самостоятельной выделяется подсистема «таро-упаковочной индустрии», значительно влияющей на конкурентоспособность товара.

· Кредитно-финансовый сектор.

Одной из первичных задача – создать подсистему информационного обеспечения об изготовителях товара, их производственных возможностях, наличии товарных запасов, имеющихся потребностях покупателей.

У нас пока не преодолены все недостатки, которые сложились в этих вопросах в советский период. А в советский период была жёсткая практика – названия, адреса, телефоны крупных организаций имелись лишь в справочниках для служебного пользования, которыми обеспечивались руководящие лица партийных и советских органов, а другим это не полагалось. Кому надо – те информацию эту добывали.

Был анекдот – снаряжали в Америке шпиона, которому надо найти предприятие, производящие боеголовки. Говорят, что там есть церковь 15 века рядом с этим предприятием (в 500 метрах). Идет он по улице и он спрашивает «Где церковь?» - «А вон там рядом с предприятием, где боеголовки производят».

Информация должна касаться 25-30 миллионов наименования товаров и быть доступной нескольким миллионам пользователей.

Пока в стране сделано крайне мало, для того, чтобы наладить систему сбора данных и предоставление ее пользователям.

Речь идет об изготовителях и их производственном потенциале, их запасов и спроса потребителей. В результате плохой работы мы наблюдаем объявление на стенах, в метро обо всяких электродах. Эта информация не дойдет до нужного потребителя. Никто в метро не пойдет, когда станок надо строить.

Нужно во всех регионах создать организации собирающие информацию о производстве и спросе. По территории всей страны должны быть созданы такие организации/службы. Должна быть четкая система связи между ними и клиентами посредством электронных сетей.

Нужно информационные печатные издания создавать – в таких бюллетенях должна быть конкретная информация для изготовителей, оптовиков, потребителей. И рассылаться она должна адресно, прицельно, а не всем подряд.

В ФРГ Пугинского завезли в Министерство внешней торговли и там завели в печатное издание. И вот это издание получает от всех торговых представительств ФРГ за рубежом сведения о потребностях в том или ином оборудовании, в том или ином ресурсе. Из Австралии пришла справка о том, что ряд агрофирм купили бы германские сенокосилки. Они тут же публикуют эту информацию в своем бюллетене и рассылают 10 или 15 заводом, которые проводят с/х машины. И они уже связывают с австралийскими потребителями и заключают контракты. Вот тебе реальная работа торговых представительств!

Имеются и другие эффективные системы коммерческой информации.

Есть электронные биржи. Они занимаются сбором и передачей коммерческой информации для совершения сделок (не путай их с биржами, где сделки совершают) – тут информационные биржи. В России бы это очень пригодилось, с учетом ее огромное территорией и разбросанностью субъектов.

Развитие инфраструктуры рынка требует постоянного внимания и поддержки государства.

15.06.1998 Постановление Правительства 593 была утверждена комплексная программа развития инфраструктуры товарного рынка до 2005 г. Посмотреть ее.

2010 г. стратегия развития торговли до 2020 г. Она утверждена приказом Минпромторга от 31.03.2011 г. № 482. Найти на сайте министерства.

Может быть стоит это в журнале «Коммерческое право» напечатать.

Печальным результатом отсутствия в стране эффективных рыночных структур стало распространение пищевых базаров. Лужниковский, Черкизовские рынки в день посещало до 200.000 человек, за неделю более миллиона. Сейчас их перебросили на окраину Москвы. Подобные торжища есть в каждом городе страны. Значит 5-6 млн. челночников с баулами или сумками на колесиках сейчас делают то, что при нормальной организации должны делать оптовые фирмы и товаропроводящие сети.

Наши бездарные реформаторы годами болтали о рынке, а смогли предложить стране обыкновенные барахолки, которые у нас были во время гражданской войны и сейчас процветают в странах Азии и Африки, да и то не везде.

Многие проблемы вообще не находят разработки и решения. Здесь требуется издание ряда законов, посвящённых развитию структуры и инфраструктуры российского товарного рынка.

Концепция таких законов обосновывается наукой коммерческого права.

ПО теме структуры и инфраструктуры: надо знать законы 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на закупку для государственных нужд».

См. 325-ФЗ от 21.11.11 там много чего написано, на редкость отвратительный закон – см. ст. 9

Постановление Правительства от 15.26.1998 г. № 593 «Об инфраструктуре…» Нужно прочитать первые полторы страницы этого Постановления.

Читай «Теорию и практику договорного регулирования»!

Способы создания конкурентной среды.

Одной из основных предпосылок становления рыночных отношений является формриование конкурентной среды. Конкурецния – это состязательство, соперничество за более выгодные условия обращения товаров на рынке. Борьба за достижение более высокой прибыли.

Конкуренция в совесткий период признавались как нечто чуждое социализму. Конкурент – не хороший человек.

Более того, конкуренция у нас просто подавлялась силами контролирующих и правовых органов. Свойственные социализму уравнительность и приказные методы принуждения людей к труду не срабатывают, не позволяют наращивать темпы производства.

В искуственном обществе, основанном на утопических идеях, каким являлся социализм, взамен конкуренции внедрялись искуственные методы псевдосоперничества для достижения лучших результатов.

Оснвоной метод: «социалистическое соревнование». Его отличие от конкуренции в том, что состязательность организовывалась выше и подкреплялась внеэкономическими способами: вручение грамот, вымпелов и т.п.

Соревновались в обязательно порядке не только на предприятии, но и в государственных учреждениях, ВУЗах, парикмахерских и т.п. Полноая безжизненность соревнования была очевидна любому здравомыслящему человеку. И то обстотельство, что партийные органы пытались навязывать соревнование лишний раз свидетельствует о тупиковом состоянии, о деградации коммунистической теории и практики. Как только была ликвидирована власть партийного аппарата соревнование исчезло само собой без запретов. Само ушло.

У нас значительная часть населения, ограбленная олигархами, не могут приспособиться к нечеловеческим условиям жизни и поэтому испытывают ностальгию по прошлому – на митинга ходят с портретами Сталина. Но никто еще не тосковал о социалистическом соревновании.

Следовательно, это была просто имитация конкуренции.

Что касается борьбы за более высокую прибыль, то она возникает как естественное явление в рыночном обществе. По происхождению конкуренция – это инструмент торговли и, соответственно, торгового права. Стремление продать товар на более выгодных условиях уже в древности порождало процессы соперничества, вело к воинам за рынки сбыта.

Было в древности, сохранилось и поныне.

Конкуренция становится присущей любому предпринимательству. Свобода конкурецнии – есть главная экономическая свобода!

Все другие свободы в конечном счете производны от свободы конкуренции. Только победа свободной конкуренции отделяет успехи от просчетов и неудач, отделяет деятельных и умелых людей от неумелых и ленивых.

Равенство, как утверждают философы, нет и быть не может, т.к. оно означало бы полную остановку жизни. Жизнь строится не на стремлении к равенству, а на стремлении к успеху. Даже когда вожди французской революции провозглаили лозунг «Свобода, равенство и братство», каждый из них думал об успехе и стремился к успеху.

Против конкуренции всегда выступают группы людей, которые на расчитывают выдержать свободную конкуренцию, победить в ней.

Любая диктатура, монополия власти неизбежно вырабатывает методы подавления конкуренции и настраивает бюрократическую и политическую машину для этого. В целом идея требования конкуренции в целом не нарушает представление о добре и зле, о богатстве и бедности, о человеке и его правах, о справедливости, в конце концов. Не колеблет и религиозных постановлений.

Итак, конкуренция – это объективно необходимый момент и условия предпринимательства. При этом важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, через достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий факто непрерывного развития и совершенствования производства, внедрение научно-технических достижений, повышения качества товаров и услуг.

Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с обеспечением успешного развития российской экономики.

Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ в качестве одной из конституционных основ экономического строя.

Гражданский кодекс определяет конкуренцию как общий принцип осуществления имущественных отношений. 10 ст. устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются для ограничения конкуренции.

Таким образом, соблюдение требований добросовестной конкуренции признается одним из пределов осуществления и защиты гражданских прав. Все это относится и к коммерческому праву.

Наши вожди под влиянием смуты общества ищут способы изъятия у олигархов недобросовестно оттяпанной у народы и страны собственности. Пугинскому такие просьбы уже лет 10 идут – «Мол, можно ли сделать так?». Есть 8 ст. Конституции, есть ст. 10 ГК, которая отказывает в защите в случае нарушения конкуренции! Что может быть проще.

Конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития торгового предпринимательства действует не автоматически, не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством.

В нашей российской ситуации из-за неразвитости конкуренции в качестве первейшей стоит задача ее формирования, задача создания конкурентной среды. Не только в торговле, а в экономике в целом.

Рассуждение о необходимости становления конкуренции можно слышать часто. Но мало услышишь о том, как нужно создавать конкурентную среду, что для этого нужно делать.

Нужны практические меры, а не разглагольствования.

Из-за слабой научной разработанности, проблем конкуренции все осуществлявшиеся до сих пор меры оказались бестолковыми и не результативными. В деле развития конкуренции важно выделять и понимать соотношение трех направлений работы:

1. Собственно меры по созданию и развитию конкуренции (или стимулирующие меры);

Они имеют первоочередное значение. Меры по формированию конкурентной среды должны носить разносторонний, всеохватывающий характер;

2. Меры по ограничению монополизма и использованию доминирующего положения на товарном рынке (или ограничительные меры);

У нас по недомыслию все конкурентное законодательство свели к антимонопольным мерам и это серьезнейший просчет. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство ошибочно рассматриваются как главное звено в конкурентном праве, как его сущность.

Между тем, ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер, по отношению к задаче развития конкуренции. Сама по себе ограничительная практика не дает эффекта – мы уже 20 лет это наблюдаем на собственном опыте.

3. Надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе стремления к лидированию, создание соревновательного тона.

Стремление к лучшим результатам, к первенству, поддерживается на западе государственными и общественными институтами средствами информации.

Достижение лучших результатов стимулируется поощрительными мерами, селекции, продвижению. Причем это общие функции государства и общественных институтов.

В результате это входит в повседневную практику, в общественному психологию, это даже пересатет замечатьтся.

В штатах один профессор пригласил Пугинского к себе домой. У него 2 сына – один в университет учится. Наступили каникулы – он пошел работать в кафе, посуду мыть. Половина его товарищей занимается этим же. Отец платит за его учебу в университете, а вот его деньги личные – пускай сам зарабатывает. А второй сын – школьник – попал в 5% лучших школьников Америки.

Это воспитание духа первенства, соревнования.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы организационные и правовые меры по ее созданию. Пути формирования конкурентной среды:

1. Увеличение числа организаций, осуществляещих одновидовую деятельность, производящие сходные товары и услуги.

Чем больше предприятий предлагают однородные товары, тем больше они хотят привлечь покупателей, тем лучше товары и ниже цены. Это достиагется путем усовершенствования производства, за счет сокращения излишних затрат.

2. Необходима поддержка малого и среднего предпринимательства.

Отличается высокой степенью гибкости, высокой степенью реагирования на спрос. Мелкий бизнес напрямую с покупателями ведет диалог, что «напрягает» крупные фирмы, следоватлеьно и имнужно на потребителя опираться.

3. Нужно систематическое сопоставление качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказанных различными предпринмателями.

Госудаство должно содействовать проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективно сопоставлять характреистики, публиковать сравнительную информацию.

Подобную работу кроме государства призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей и другие общественные организации.

В РФ уже несколько лет проводятся конкурсы «сто лучших товаров России». Но это все делается на убогом уровне. На конкурс выставляется малое количество товаров, подчас второстепенных. Сто лучших товаров – крендель обсыпной, тетрадь в линейку. Вот тебе и лучший товар.

4. Нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений предпринимательства.

Важно поддержание средствами массовой информации высоких результатов наших фирм. Следует рекламировать не сникерсы и прочие прокладочные изделия, а называть лучшие товары российских предприятий. Из-за непонимания способов формирования конкруенции результаты конкурсов не доводятся до потребителя.

Правительство РФ присуждает премии за высокие результаты в области качества 10 наших организаций. Постановление публикуется в Собрании Законодательства. Много ли предпринимателей выписывают СЗ и его читают?!

Корпорация Самсунг 3 года назад вывесила в Москве растяжки по всему городу – «Нас выбрали лучшей компанией года, всем шампанского».

На словах СМИ – крикливые сторонники рынка. Но на деле не проявляют ни малейшего интереса к развитию конкуренции – не сообщают об успехе наших производственных фирм.

Победа на конкурсе, получение диплома позволяет фирме увеличить сбыть на 15-20%. Для региональных организаций об их победе на конкурсе – нередко их шанс стать общеизветными, продвигать свои товары на территории страны. Как же еще вырваться?!

На Западе Пугинский видел это. Телевидение постоянно обсуждает со зрителями различные рыночные проблемы и решения. У нас же уже лет 20 девок скачущих показывают или Поле Чудес показывают. Идет целенаправленное оболвание людей. Не надо работать, не надо стараться, угадай слово и получи 500 $ и т.п. Такая ориентировка мысленных усилий.

Хотя бы изредка бы давали для населения сравнение цен на основные товары по разным магазинам, а это непосредственно влияет на объем продаж. Такая практика – с 1992 г. по 1997-98 гг. население лихорадочно занималось обмена валют. Пугинский в 1994 г. стал советником одного крупного банка и его посылали в Ассоциацию Российских банков на совещание. И один человек выступал о пробелмах по поводу обмена валют – очереди и т.п. Он предлагал – давайте с радио договоримся и будем сообщать вместо погоды данные о самом выгодном курсе валют с указанием адресов. Все согласились, скинулись.

По радио стали крутить, организовали сбор информации. В результате такой информации чуть ли не за неделю в 3-4 раза объем операций возрос. Если радио Москвы будет сообщать по утрам каждый час, что наиболее выгодная цена на сахар, на молоко, на малую крупу в таких-то магазинах, то за такими товарами поедут и на край Москвы. А это и есть конкуренция и вот так она делается (прежде всего такая, но есть, конечно и другая).

Что делает государсто для фоормирования конкуренции?

1. Распоряжение правотиелства от 19.05.2009 № 91 (?) утвердило программу развития конкурецнии.

Этот документ написан в русле идей кафедры коммерческого права. Конкуренция – это ключевой фактов в успешной деятельности предприятий и жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей соициально-экономического развития страны.

В программе одной из важнейших задач объявлено расширение малого и среднего предпринимательства, обеспечение финансовыми ресурсами (кредиты дороги, банки 10 шкур дерут), снижение административного давления.

Предусматривается расшиерешине зак


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: