Исторический очерк

В Российской империи католицизм получил распространение в 1684г., когда Папа Римский Иннокентий XI объявил о начале миссионерской миссии в России. Вообще, распространение католицизма в России совпало с годами царствования Петра I, когда в результате его политики европейские нововведения проникли в государственную и культурную жизнь. Католиками становились политические и государственные мужи, что продолжалось при Александре I. В Католицизм постепенно начал распространяться в Москве, Киеве, Смоленске. После первого разделения Польши, в 1772г., число католиков достигло десятков тысяч: они представляли различные нации, среди них были также польские армяне-католики.

В Российской империи сравнительно крупные группы армян-католиков появились во время русско-турецкой войны 1768-1774гг., вследствие завоевания Крыма и третьего разделения Речи Посполиты (1775). Предпосылки обращения армян в католицизм в Крыму были налицо, в католицизм обращались богатые армяне-торговцы, находящиеся в серьезной конкуренции с генуэзскими торговцами-католиками.

Уже в XIX веке армяне-католики упоминаются в ряде городов, входящих в состав России – Астрахани, Одессе, в некоторых района Крымского полуострова. В дальнейшем (1720-1760гг.) из Астрахани, Турции и Персии армяне-католики мигрировали в города Моздок и Кизляр, где была основана первая община и армянская католическая церковь, действующая по сей день. Помимо вышеуказанных городов, в XIXв. армянские католические общины образовались в Грозном, во Владикавказе, Пятигорске, Темирхан Шуре, Екатеринодаре, Новороссийске, в XXв. – в Воронеже, Пемзе, Ростове и пр.

Армяне-католики появились также в Бессарабии (нынешней Молдове), также входящей в состав Российской империи. Интересно, что они уже не владели армянским языком, говорили на польском и были носителями польской культуры. Города Кишинев и Бельц стали центрами армянской общинной жизни. Для армян-католиков Бессарабии царские власти особым манифестом основали епархию с центром в Яссе.

После объединения с Россией в составе империи оказались также армяне-католики Грузии, проживавшие в Ахалцихе, мигрировавшие в 1830-х гг. из Карина и обосновавшиеся в Ахалкалакском районе, Тбилиси и пр. В досоветский период в атмосфере межконфессиональной нетерпимости и в результате грузинской политики многие армяне-католики стремительно становились на путь огрузинирования. Как отмечают современники, в Тифлисе проживали адепты Римской католической церкви, их называли «перевернутыми армянами»: они были в конфронтации со своими соотечественниками, и все попытки итальянских капуцинов примирить их были тщетными.

В 1909г. в Российской империи для армян-католиков было создано Апостольское управление, которое в 1917г. насчитывало уже 47 священнослужителей, 45 церквей и часовен с 66.518 последователями. Таким образом, можно сказать, что в годы Российской империи армяне-католики появились вследствие завоевания и объединения других стран, а некоторые городские общины сформировались в результате миграции на территории империи и за ее пределами.

После октябрьской революции и, в частности, утверждения советского строя на всей территории СССР начались преследования. Первый удар провозгласивших атеизм советских властей пришелся именно на католиков, независимо от их этнической принадлежности. Составляющие малую часть всей католической общины России армяне вместе с представителями духовенства были либо расстреляны, либо сосланы, что продолжалось до 1944г. Такая особая позиция в отношении католиков имела политические оттенки, что рассматривалось как необходимое «мероприятие» по нейтрализации связей с заграницей. Примечательно, что эти «мероприятия» в основном происходили на приграничных территориях СССР – армянонаселенном Самцхе-Джавахке Грузии, Батуми, в Львове в кругу католиков-армян, поляков и немцев. Например, Самцхе-Джавахк сочли «приграничной зоной» 1. В результате, католическое духовенство, как имеющий связи с заграницей ненадежный элемент, встречало большие препятствия при посещении сел, поскольку для поездки туда необходимы были специальные пропуска.

В Тбилиси было уничтожено большинство армянских священнослужителей, предпринимавших серьезные шаги в деле возвращения ассимилированных армян к своим корням. В этой обстановке набирающий обороты процесс верообращения армян приостановился, дав в атмосфере страха толчок новому явлению ассимиляции армян-католиков, которые до сих пор не могут оправиться от этих ударов.

В 1937г. перестала действовать Армянская католическая церковь в Краснодаре. В 1940г. армянская католическая метрополия Львова оказалась под контролем советской армии, почти половина верующих армян, 2500 человек, была сослана в Сибирь, а их предводитель, отец Дионисий Каетанович был арестован и скончался в ссылке в 1954г. Большинство имущества армянских католических церквей Львова, Ивано-Франковска, Тисменицы, Лисеци Снятина, Бережани, Городенки, Кута было национализировано. Окончательная «ликвидация» армянской католической церкви Львова и ее прихожан была осуществлена по непосредственному указу Н.Хрущева.

После этих событий армяне-католики жили как граждане Советского Союза, и говорить об их общинной и духовной жизни было просто невозможно.

Возрождение католицизма в России и на всем постсоветском пространстве совпало с годами перестройки. Разрешение было дано советскими властями, однако этот процесс находился под контролем КГБ. После распада Советского Союза духовные границы Ватикана постепенно расширились.

Армяне-католики бывших республик СССР, проживавшие в основном в Армении, Грузии и России, вошли в новосозданную Восточно-европейскую епархию (центр – в Гюмри).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: