В то же время, восприятие идеального Я – непротиворечиво:
Умные люди – образованные
Я хочу быть человеком умным
Следовательно, я хочу быть образованным.
Умные Глупые
| ______И__Я_____________________________________ |
| ______И__________________________________Я_____ |
Образованные Необразованные
Рисунок 1.4. Противоречие самовосприятия.
Из приведенных примеров (Рис 1.3 и 1.4) видно, что подобного рода психодиагностическая информация может явным образом указывать если не на способы, то, по крайней мере, на стратегии психокоррекции. В следующем примере этот момент подчеркивается более четко.
На рисунке 1.5 приводится пример столкновения диспозиций «Ценность» с диспозицией «Конфликт». Носителями диспозиций являются конструкты: «Добрые – Злые», «Отзывчивые – Черствые», «Не умеют отказать - Умеют отказать».
Добрые и отзывчивые люди – не отказывают
Я – человек добрый и отзывчивый (и это для меня ценно)
Следовательно, я не должна отказывать