Построение графа конструктов

При первом выводе на экран вершины графа располагаются по кругу, а связи, обозначающие стати­стически значимую корреляцию, располагаются внутри него (рис. 2.17). Такой способ отображения графа, конечно, не самый удобный. Если связей много, то граф выглядит, как паутина, в которой трудно что-либо разобрать. К сожалению, задачу по­строения графа удобного для вос­приятия, достаточно трудно алго­ритмизировать, то есть «объяснить» компьютеру, как красиво располо­жить вершины. Однако человек справляется с этой задачей относи­тельно легко.

 
 


Рисунок 2.17. Не распутанный граф.

На рисунке 2.18 показан тот же самый граф, построенный «вруч­ную». Как нетрудно заметить, его легче рассматривать и, следова­тельно, легче интерпрети­ро­вать. При минимальной тренировке по­строить подобный граф совсем не сложно. Для того чтобы превратить граф, изображенный на рисунке 2.17, в тот, который показан на рисунке 2.18, автор потратил менее пяти минут.


Рисунок 2.18. Распутанный граф.

Перемещение вершин осуще­ствляется следующим образом. Надо подвести указатель мыши к какой-либо вершине, щелкнуть по ней ле­вой кнопкой мыши и, удерживая кнопку, перетащить вершину в дру­гое место.

При построении графа следует ориентироваться на несколько пра­вил, которые могут облегчить ра­боту.

Во-первых, при построении графа следует стремиться к тому, чтобы было как можно меньше пересечений. На рисунке 2.17 видно, что вершина №14 связана только с одной вершиной - №9. Но они расположены таким образом, что линия их связи пересекает восемь других линий. Если эти две вершины расположить вместе, то путаницы станет меньше. Далее не трудно заметить, что вершина №9 имеет еще одну связь с вершиной №2. Если теперь вершины №9 и №14 перетащить к вершине №2, то количество пересечений уменьшится еще на двенадцать. Придерживаясь этого правила и проявляя некоторый художественный вкус, можно почти из любой «паутины» сделать маленькое произведение искусства.

Во-вторых, некоторую подсказку, как расположить вершины, можно обнаружить при рассматривании кластера конструктов. Вершины, образующие первичные кластеры, как правило, и на графе следует располагать поблизости. На рисунке 2.19 особо подчеркивается этот момент. Первичные кластеры ({1, 25, 19, 12}; {4 5 24}; {3, 10, 17, 22}; {7, 15}; {8, 16}; {2, 9}; {6, 11, 18}; {13, 21}) просматриваются и на дереве классификации и на графе.


Рисунок 2.19. Соответствие между кластером и графом.

Пиктограммы, обеспечивающие построение и оформление

графа конструктов.

 
 


-Автопостроитель графа.

Рисунок 2.19. Автопостроитель графа.
Эта пиктограмма выво­дит на экран небольшое окно, содержащее девять кнопок (рис. 2.19). Назна­чением этого окна является помощь в построении графа. Щелчок по любой кнопке приводит к тому, что вершины графа пере­страиваются.

Автопостроитель еще далек от совершенства. Однако автор программы еще не потерял надежду объяснить компьютеру, что такое «красивый» граф. В следующих версиях МИСС, возможно, «красивый» граф будет появляться на экране сразу.

 
 


- Выровнять вершины.

При построении красивого графа можно не особенно заботиться о том, чтобы вершины располагались строго по горизонтали и вертикали. После щелчка по этой пиктограмме вершины подровняются автоматически.

 
 


- Панель вершин.

Эта пиктограмма выводит на экран «Панель вершин» (рис 2.21). Панель вершин предназначена для облегчения интерпретации сложного графа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: