Друг-опекаемый

Застечвые__ В __ Д __________________________ Я _ И ___Раскованные

Друг-«по несчастью»

Застенчивые__ В __ Я __ Д _______________________ И ___Раскованные

В первом случае друг близок к идеальному Я. Он является своеобразной визуализацией идеала. На него можно ориентироваться, брать с него пример, учиться и т.д. Во втором случае друг воспринимается как человек, не обладающий некоторым ценным качеством. Субъект констатирует собственное превосходство и может выступать в качестве наставника или поучающего. В третьем случае и друг, и Я сам примерно одинаково далеко находятся от идеального Я. Им обоим явно недостает раскованности, это – друзья по несчастью.

Другие диспозиции (Партнер).

На рисунке 2.14 показаны три персонажа: «И» – идеальное Я; «Н» - деловой партнер, которому не доверяю; «Д» – деловой партнер, которому доверяю. Результаты принадлежат начинающему предпринимателю.


Рисунок 2.14. Ориентации на партнеров.

Здесь следует обратить внимание на то, что идеальное Я по всем конструктам расположено рядом с точкой, представляющей партнера, которому клиент не доверяет. То есть, читать надо так - я хочу быть таким же, как он: педантичным, независимым, решительным, самостоятельным, самоуверенным и т. д. Партнер, которому клиент доверяет, обладает противоположными характеристиками, он является расхлябанным, зависимым, нерешительным и т. д. Здесь просвечивает желание укрепиться самому, стать тверже в мягком окружении.

«Я» на фоне референтной группы.

Большой интерес представляет рассмотрение диспозиций аспектов «Я» на фоне референтной группы, то есть совместно с теми персонажами репертуарного теста, которые коррелируют с идеальным Я*.

Рисунок 2.15 – это копия с экрана компьютера. Аспекты Я отмечены соответствую­щими буквами (Я, И, В), а представители референтной группы обозначены черными точками.

Видно, что в одних случаях точки, представляющие референтную группу, распо­ложены очень компактно, а в других – как бы размазаны по шкале конструкта. По-види­мому, в первом случае мы сталкиваемся с некоторой ценностью или социальной нор­мой, характерной для данной группы, и на которую ориентируется субъект.

В данном случае такими ориентирами для него являются педантичность, независимость, решительность, самостоятельность и т. д. Для того, чтобы быть принятым группой**, этот человек должен, как ему представляется, обладать этими качествами. С другой стороны, санкций со стороны референтной группы не последует, будь он красивым или не очень красивым (конструкт №2), исключительно жадным или нет (конструкт №16), высоким или низким (конструкт №9), очень строгим или не очень (констр. №14).

При внимательном рассмотрении рис. 2.15 можно заметить, что некоторые диспозиции очень близки к диспозиции «Достигнутая ценность». Например, диспозицию №12, взятую в чистом виде, большинство проинтерпретирует именно так. Однако рассмотрение этой диспозиции на фоне референтной группы вскрывает дополнительный оттенок самовосприятия субъекта: «Достиг, но не совсем. Приблизился к референтной группе, но нахожусь на краю. Одним из тех, на кого хочу быть похож, еще только предстоит стать». Субъект констатирует, что он стал гораздо решительней, чем был в прошлом, но все-таки он наименее решительный среди тех, на кого ориентируется. Примерно то же самое можно сказать о диспозициях №№ 1, 6, 8, 10, 11.


Рис 2.15. Диспозиции аспектов «Я» на фоне референтной группы.

Вероятно, самостоятельное психодиагностическое значение имеет количественный состав референтной группы. У одних испытуемых идеальное Я коррелирует с девятью - одиннадцатью персонажами, у других - с одним - двумя. Иногда идеальное Я вообще не связано ни с одним персонажем. Этот вопрос требует изучения и пока не обсуждается.

Экранная форма «Граф конструктов».

Назначение:

· Построение графа конструктов.

· Анализ образа элемента (персонажа).

· Анализ семантических структур самосознания.

· Анализ противоречий.

· Подготовка графической информации (для консульти­рования и др. целей)


Рисунок 2.16. Экранная форма «Граф конструктов».

1. Переключатели статистической значимости. 2. Кластер конструктов. 3. Масштаб кластера. 4. Конструкты. 5. Проекции элементов на шкалу конструкта. 6. Линейка 7. Панель инструментов. 8. Цветовые маркеры вершин. 9. Основное поле. 10. Флажок 11. Раскрывающийся список «Образ элемента».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: