Формирования репрезентативного списка элементов для «Профориентации»

Пусть требуется сформировать список, состоящий из 20 профессий, наилучшим образом представляющий все существующие профессии.

Если вы начинаете разработку списка с нуля, то вам придется самостоятельно разработать некоторую классификацию. В ней должно быть разумное количество групп объединяющих по какому-либо критерию похожие профессии. Однако наиболее разумным решением здесь будет – воспользо-

ваться какой-нибудь существующей классификацией. Общеизвестной является классификация профессий Е. А. Климова [13]. В ней представлены пять групп - профессии типа: «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-художественный образ». Следовательно, в списке должны присутствовать профессии, представляющие все пять групп. Если вам неизвестно процентное распределение профессий по группам, то следует зарезервировать по четыре места внутри каждой группы. Если процентное распределение известно, то следует ориентироваться на него.

Какие профессии выбирать внутри групп? Общее правило такое – они не должны быть похожи между собой и должны представлять (репрезентировать) целые группы других профессий. Здесь также можно воспользоваться классификацией. Например, профессии типа «человек техника» в свою очередь подразделяются на четыре группы по цели труда: преобразовывать, обслуживать, восстанавливать, изучать. Представлять каждую из этих подгрупп должны наиболее известные профессии, например, маляр, водитель, слесарь, осмотрщик вагонов.

Аналогичным образом следует подобрать наиболее представительные профессии четырех других типов. Результирующий список может быть примерно следующим:

Чел. – Техника Чел. – Человек Чел. – Природа Чел. – Знак Чел. – Худ. обр.
1. Маляр. 2. Водитель. 3. Слесарь 4. Осмотрщик вагонов 5.Учитель. 6.Адвокат. 7.Врач. 8.Продавец 9.Садовник. 10. Ветеринар 11. Агроном. 12. Эколог 13. Бухгалтер 14. Авиадиспетчер 15. Редактор 16. Ученый-теоретик 17. Архитектор 18. Дирижер 19. Искусствовед 20. Художник-реставратор

В этот список можно добавить еще несколько профессий. Например, №21 - идеальная для вас профессия; №22 - ваша профессия в прошлом; №23 - ваша настоящая профессия.

Практический пример 2:

Формирование списка ролевых персонажей для специалиста.

По аналогии с предыдущим примером, всех людей, с которыми сталкивается типичный специалист, надо каким-то образом классифицировать. Для этого следует присмотреться, в какие социальные группы он входит и какова внутренняя структура этих групп. Типичными группами являются семья, друзья, коллеги (рис. 1. П2).

После того, как социальные группы обозначены, производится выявление наиболее значимых персонажей внутри этих групп. Например, если присмотреться к группе «коллеги», то в ней обнаружатся коллеги равные по статусу и не равные; те, которые воспринимаются как хорошие специалисты и - как плохие; начальники, с которыми работать легко и – невыносимо и т. д. Все они могут стать формальными персонажами репертуарного теста. Аналогичным образом выбираются персонажи из числа родственников и друзей. При необходимости количество анализируемых групп можно увеличить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: