Лекция 25. Менеджмент кассового обслуживания

Менеджмент кассового обслуживания клиентов заключается в обеспечении четкого и своевременного выполнения кассовых операций с клиентами банка. Содержанием кассовых операций по обслуживанию клиентов банка является прием, выдача и хранение денежных средств. Валютные кассы, кроме этого, осуществляют конверсионные операции через обменные пункты.

Ведение кассовых операций регулируется Правилами, установленными Центральным банком России.

Для приема и выдачи денег в банке создается специальное подразделение (расчетно-кассовое управление, отдел и т.п.), которое организует работу касс. Кассы могут быть приходные, расходные, оборотные, вечерние, круглосуточные, кассы пересчета и подразделяться на валютные и рублевые. Количество касс зависит от объема налично-денежного оборота банка. А налично-денежный оборот зависит от характера обслуживаемых клиентов, специфики их деятельности и величины потребности в наличных деньгах. Если это торговые организации и предприятия, то, кроме касс, банк организует еще и инкассацию этих организаций и предприятий. Если на обслуживании в банке только крупные промышленные предприятия, то банк организует иногда оборотные кассы прямо на этих предприятиях. С появлением банкоматов банковское обслуживание клиентов переместилось из банковских помещений в помещения предприятий.

В торговых помещениях банкоматы обслуживают расчеты за покупки посредством пластиковых карт, при этом деньги за покупку сразу же перечисляются на счет торговой организации в банке.

С промышленными предприятиями заключаются договора по кассовому обслуживанию заработной платы через специально организованные на этих предприятиях кассы банка и банкоматы по выдаче денег при помощи пластиковых карт.

Количество валютных касс и обменных пунктов также зависит от объема наличного валютного оборота.

Осуществляя кассовое обслуживание юридических лиц, банки заключают с ними договоры, в которых определяются условия обслуживания и ответственность сторон.

Все предприятия и организации ведут свои кассовые операции в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным ЦБ РФ в 1997 году. Контроль за соблюдением этого порядка возлагаются на банки, обслуживающие клиентов.

При проверке ведения кассовых операций банками обращается внимание на правильное ведение кассовых книг, целевое использование наличных денег, полученных в банке, соблюдение лимитов остатков наличных денег в кассе, норм расходования из выручки и т.п. Предприятия обязаны всю денежную наличность сверх установленных лимитов сдавать в банк.

Исключительное право Центрального банка на осуществление эмиссии наличных денег предполагает организацию инкассового обслуживания коммерческих банков. Оно проводится через расчетно-кассовые центры РКЦ – Центрального банка на договорной основе. Одним из пунктов договора является установление предельного остатка денег в операционной кассе банка. Коммерческий банк стремится осуществить выдачу наличных денег за счет поступления их от клиентов, не обращаясь в РКЦ Центрального банка за подкреплением.

Для этого банк составляет операционный кассовый прогноз, а клиенты – кассовые заявки. Чаще всего приходные кассы принимают деньги от предприятий по объявлению на взнос наличными. Организуется также сдача денег предприятиями через инкассацию. Для привлечения наличных денег в банк и получения дополнительного дохода банками организуется прием от населения коммунальных и других платежей, а также осуществляются услуги по перечислению денег в другие регионы от одного физического лица другому физическому или юридическому лицу. Значительный приток наличных денег в банке привлекается за счет оформления пластиковых карт.

Деньги расходные кассы выдают в основном по денежным чекам из чековых книжек или по расходным кассовым ордерам. Все виды операций с наличными деньгами обязательно сопровождаются определенным документооборотом, четко регламентированным правилами ЦБ РФ.

Вопросы для повторения:

1. В чем заключается менеджмент кассового обслуживания?

2. Как осуществляется выдача наличных денег?

3. Перспективы развития менеджмента кассовых операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: