Основные направления финансовой стратегии банка

Концептуальный подход.

При формировании соответствующей политики необходимо выбрать оптимальный с позиции внешних и внутренних условий работы банка стратегический подход к решению этой задачи.

ПЕРВЫЙ ПОДХОД метод «общего фонда средств». Подход предполагает, что все свободные средства банка аккумулируются в едином финансовом фонде с их последующим размещением в режиме активных операций. Каких-либо специальных ограничений при этом, за исключением ранее установленного соотношения доходности и ликвидности конкретных типов операций, не устанавливается. Таким образом, любой из бизнес отделов банка может воспользоваться этим фондом как источником финансирования операций.

Преимущества:

- методическая простота применения (отсутствие дополнительных условий привлечения и размещения средств);

- оперативность управленческих решений (отсутствие промежуточных управляющих инстанций);

- отсутствие угрозы увеличения неработающих активов (имеющиеся у банка средства можно размещать при наличии спроса хотя бы на одном сегменте рынка).

Недостатки:

- противоречия между внутренними подразделениями банка при недостаточном объеме средств (подразделения оценивают ситуацию с точки зрения своего подразделения, а руководство банка – в целом) у каждого подразделения есть план, и его никто не отменяет, а ресурсов не дают.

- возможность отказа получения ресурсов потенциальным клиентам (клиенты просят дать кредит, а банк ничего не говорит, а на самом деле просто нет денег (ресурсов), т.е общий фонд истощился.

- (очень значимое) высокая вероятность ухудшения текущей ликвидности (т.к. не совпадают сроки привлечения и размещения)

- невозможность долгосрочного планирования процесса движения финансовых потоков, который при использовании данного подхода будет определяться лишь состоянием текущего спроса.

Рекомендации по применению: Подход целесообразен для крупных банков, в силу своего имиджа на банковском рынке располагающих надежными и относительно дешевыми источниками привлечения дополнительного капитала. В условиях ухудшения рыночной конъюнктуры рассматриваемый подход становится опасным даже для крупных банков.

ВТОРОЙ ПОХОД метод «конверсии средств» -Суть заключается в том, что он предполагает предварительную дифференциацию на несколько финансовых фондов. Основной критерий здесь – срок привлечения соответствующих ресурсов.

Это означает, что созданные таким образом фонды могут выступать источниками лишь определенного перечня активных операций, например, средства, привлеченные на р/сч. могут быть направлены на приобретение краткосрочных ценных бумаг и краткосрочных ссуд

Преимущества:

- обеспечение постоянной текущей ликвидности банка за счет координации сроков привлечения и размещения финансовых ресурсов;

- возможность долгосрочного планирования структуры активов в целом и по их базовым элементам;

Недостатки:

- вероятность неполного размещения средств, особенно привлеченных банком на краткосрочной основе; (ресурсы банка в фонде долгосрочных и среднесрочных операций исчерпаны, но в фонде краткосрочных операций еще достаточно средств - в фонде краткосрочных операций остаются неразмещенные средства)

- большая степень сложности организации управления, прежде всего – текущего финансового планирования.

- банк в ряде случаев может отказаться от высоконадежных операций в отсутствии соответствующего центра ликвидности в силу того, что он не располагает соответствующим ресурсом

Рекомендации по применению: Подход целесообразен для любых типов кредитных организаций, не имеющих надежных и относительно дешевых источников срочного привлечения средств. В условиях нестабильной макросреды он должен использоваться даже крупными банками

ТРЕТИЙ ПОДХОД метод «научного управления» - предполагает широкое использование информационных технологий при управлении движением финансовых потоков банка. Для этого применяются специальные математические модели и созданные на их основе программы для скоординированного планирования пассивных и активных операций.

Преимущества:

- практическое использование возможностей современных информационных технологий в банковском деле (по данному направлению оно обеспечивает не просто ускорение соответствующих операций, но принципиально новое качество управления – традиционные методы объективно не позволяют учитывать такое количество ситуационных параметров и сопоставлять такое количество альтернативных вариантов, которые включает в расчет компьютер);

- высокая оперативность формирования управленческих решений на автоматизированной основе.

Недостатки:

- высокая капиталоемкость, определяемая стоимостью компьютерной техники, программных средств и подготовки будущих пользователей;

- высокая чувствительность программных продуктов к регулярным и малопрогнозируемым изменениям параметров внешней среды, неизбежным в условиях нестабильной экономики.

Рекомендации по применению: Подход целесообразен для крупнейших банковских корпораций и финансовых холдингов, действующих в условиях относительно стабильной внешней среды.

Процентная политика.

Целью процентной политики выступает определение стратегического подхода к управлению диапазоном процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам.

При формировании данной политики руководство кредитной организации может выбрать один из четырех подходов.

ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на увеличение диапазона. Подход предполагает чаще всего сокращение процентной ставки по привлекаемым ресурсам (например, за счет выпуска низкодоходных ценных бумаг или снижения доходности депозитов), поскольку удорожание банком кредитных ресурсов даже в условиях малоконкурентной среды способно резко сократить клиентскую базу.

Преимущество: возможность существенного удешевления привлеченных финансовых ресурсов, следовательно, увеличения процентного диапазона и общей массы полученной банком прибыли.

Недостаток: для большинства кредитных организаций связано с ухудшением конкурентных позиций на соответствующих сегментах финансового рынка из-за снижения привлекательности услуг для клиентов. В дальнейшем это определяет последовательное сокращение ресурсной базы, следовательно, конечных финансовых показателей банка.

Рекомендации по применению:

- в современных зарубежных условиях такой подход доступен для наиболее авторитетных банков, имидж которых гарантирует сохранение клиентуры, ориентированной, прежде всего, на надежность своих вложений, а не на высокий доход по ним;

- в отечественных условиях практическую реализацию такого подхода осуществляет большинство кредитных организаций, ориентирующихся на соответствующую стратегию банков-монополистов.

ВТОРОЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на уменьшение диапазона - в отличие от первого подхода, диапазон может уменьшаться в любом из следующих трех вариантов:

-увеличение процентной ставки по привлекаемым ресурсам;

-уменьшение процентной ставки по размещаемым ресурсам;

-одновременное сближение обеих границ процентного диапазона.

Преимущества:

- улучшение рыночных позиций банка за счет повышения привлекательности ценовых характеристик его услуг, следовательно, быстрое расширение клиентской базы;

-перспективное улучшение финансовых результатов за счет практической реализации принципа современного бизнеса «зарабатывать прибыль надо увеличением не цен, а общего оборота».

Недостатки:

-способствует увеличению процентных рисков, связанных с не- возможностью рентабельного для банка размещения средств, привлеченных по завышенным процентным ставкам;

-при резком снижении цен вероятна негативная реакция основных конкурентов банка в форме обвинений его в применении демпинговых цен как метода недобросовестной конкуренции;

-на первом этапе несколько сокращает массу операционных доходов.

Рекомендации по применению:

-в современных зарубежных условиях такой подход опасно использовать в период ожидаемого ухудшения конъюнктуры на рынках активных операций из-за высокой вероятности реализации процентных рисков;

-отечественные банки могут использовать рассматриваемый подход без какой-либо угрозы процентных рисков (на конец 2004 года средняя процентная разница у большинства из них составляла 7 – 8 %).?????????

ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на гибкое и оперативное манипулирование процентными ставками. Подход предполагает использование конъюнктурного метода ценообразования на все предлагаемые услуги. Ориентируясь на прогнозы маркетологов, банк оперативно меняет величину процентных ставок на различных сегментах рынка, стремясь максимально приблизить их к ожидаемым изменениям спроса.

Преимущество:

Подход позволяет обеспечить оптимальное соотношение процентных ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам с учетом текущей конъюнктуры спроса и предложения. В современных условиях зарубежные банки часто используют специальные математические модели, существенно повышающие эффективность и оперативность механизмов ценообразования.

Недостатки:

- повышенная вероятность наступления процентных рисков при ошибке маркетологов в прогнозах динамики конъюнктуры финансовых рынков;

- возможность извлечь выгоду только в отношении вновь заключаемых с клиентами договоров, поскольку на ранее заключенные договора новые процентные ставки распространяться не будут.

Рекомендации по применению: подход целесообразен для крупных зарубежных банков, действующих в условиях относительно стабильной макросреды.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДХОД связан с общей ориентацией банка на манипулирование процентным диапазоном в целом.

Подход предполагает необходимость использования механизма «плавающих процентных ставок» по всем заключаемым банком договорам на проведение долгосрочных и средне- срочных операций (как активных, так и пассивных).

Преимущество: Подход позволяет обеспечить соответствие изменившимся условиям внешней среды процентных ставок не только по вновь заключаемым, но и по уже действующим договорам. Таким образом, объектом оптимизации становятся ценовые характеристики основ- ной части ресурсов банка.

Недостаток: Политика центральных банков в области регулирования денежно-кредитной системы не всегда соответствует текущей конъюнктуре финансовых рынков.

В результате ориентация процентной политики исключительно на динамику ставки рефинансирования не обеспечивает банку автоматического соответствия ценовых характеристик его услуг имеющемуся на рынке спросу.

Рекомендации по применению:

- подход целесообразен для любых банков, действующих в условиях нестабильной среды;

- для отечественных банков его рекомендуется использовать в сочетании со вторым подходом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: