Конкурентная стратегия банка на рынке кредитных услуг

Место и роль кредитной политики в финансовой стратегии банка определяется его профильной специализацией именно как «кредитного учреждения».

При формировании кредитной политики современных российских банков необходимо учитывать специфику отечественного рынка ссудных капиталов:

- структура платежеспособного спроса на кредитные услуги банков не позволяет ориентироваться на традиционные для зарубежных банков пропорции между основными частями ссудного портфеля;

ПРИМЕЧАНИЕ: особенно наглядно это проявляется в отношении пропорций по срокам выдаваемых ссуд (преобладание краткосрочных кредитов) и категориям заемщиков (преобладание предприятий сферы обращения).

- для кредитной политики российских банков характерно особое внимание к такому принципу кредитования, как обеспеченность ссуд;

- доля работающих активов, используемая для формирования кредитного портфеля, несколько ниже, чем в зарубежных банках.

Как и другие направления финансовой стратегии банка, кредитная политика должна отражать определенный набор стратегических приоритетов.

ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с определением степени приоритетности ссудного портфеля, т.е. доли работающих активов, которую банк намерен использовать на рынке ссудных капиталов.

Естественно, что при серьезных и долгосрочных изменениях конъюнктуры соответствующих сегментов банковского рынка ранее определенные пропорции должны быть немедленно пересмотрены. Однако, в отличие от сложившихся в некоторых российских банках традиций, этот вопрос не должен решаться «в рабочем порядке» волевым решением первого руководителя. Подобная практика провоцирует заинтересованных в пересмотре лимитов руководителей бизнес-отделов к постоянным попыткам «подтолкнуть» вышестоящие инстанции к принятию подобных решений. Поэтому пересмотр заложенных в финансовую политику лимитов может происходить только в формализованном порядке, на заседании Правления банка по результатам коллегиального обсуждения информации, полученной от маркетологов.

ПРИМЕЧАНИЕ: основной задачей службы маркетинга является не констатация факта уже состоявшихся изменений конъюнктуры на соответствующих рынках, а прогноз ожидаемых изменений с указанием их вероятного характера (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

После принятия решения о пересмотре лимитов во внутренние регламенты банка вносятся необходимые изменения. При этом основным критерием рассмотренных выше изменений общего лимита ссудного портфеля выступает его плановая и фактическая доходность в сопоставлении с доходностью других элементов активов.

ВТОРОЙ ПОДХОД связан с определением средней доходности кредитного портфеля и основных его элементов.

Основным требованием ко всем элементам активов банка является их доходность, т.е. размещение под больший процент, нежели процентные расходы на привлечение соответствующих ресурсов. Средняя доходность активов в целом определяется в рамках уже рассмотренной ранее процентной политики.

Следующим «шагом» является определение доходности основных видов вложений, в первую очередь, кредитных операций. Непосредственные решения стратегического характера принимает высшее руководство банка на основании прогнозов маркетинговой службы и с учетом позиции заинтересованных бизнес-отделов. Одной из задач кредитной политики выступает практическая реализация этих решений, что требует предварительной дифференциации ссудного портфеля по признаку доходности отдельных видов кредитных операций (т.е. по базовым элементам портфеля).

Все операции делятся на три основные группы:

- высокодоходные операции (ссуды по «межбанку», краткосрочные кредиты посредникам на ресурсных рынках и т.п.);

- низкодоходные операции (ссуды элитарным заемщикам, кредиты государственным структурам или под их гарантии т.п.);

- прочие кредитные операции (среднедоходные).

Критерий доходности той или иной операции является «поляр ным» в отношении ее надежности. Поэтому, определяя стратегические приоритеты в области доходности отдельных элементов ссудного портфеля, необходимо учитывать и аналогичные приоритеты в области его надежности.

ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с определением приоритетных категорий заемщиков. Проблема структуры клиентской базы кредитной организации решается на «стыке полномочий» двух направлений деятельности – коммерческого и финансового.

Маркетологи выявляют приоритетные для банка сегменты обслуживаемого рынка в процессе формирования стратегического плана, финансисты просчитывают конкретные экономические параметры. При выборе приоритетных категорий заемщиков банк ориентируется, прежде всего, на собственную специализацию. Отраслевая специализация является основным конкурентным преимуществом небольших и средних банков, составляющих абсолютное большинство в любой стране мира, перед банковскими корпорациями. Она позволяет в полной мере учитывать отраслевые особенности бизнеса своих клиентов и предлагать им адаптированные к ним услуги, а чаще – «пакеты услуг».

При формировании кредитной политики не достаточно просто декларировать приоритетную категорию клиентуры. С финансовой точки зрения, необходимо решить несколько конкретных вопросов.

Во-первых, следует определить процентный диапазон ссудного портфеля, который предназначен для обслуживания избранной категории.

Во-вторых, необходимо принять решение по выбору стратегического приоритета в части используемых методов привлечения такой клиентуры.

Первым и наиболее простым вариантом является установление льготных процентных ставок. Преимуществом такого варианта является его очевидная привлекательность для потенциальных заемщиков, недостатком – снижение общей доходности кредитного портфеля. Поэтому второй вариант предполагает использование широкой номенклатуры специальных кредитов и дополнительных сервисных услуг при сохранении процентных ставок на «среднерыночном» уровне. Такие услуги чаще всего носят информационный и консультационный характер.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДХОД связан с определением критериев качества структуры кредитного портфеля. Она может быть систематизирована по нескольким базовым признакам:

-по степени ликвидности портфеля;

-по степени доходности портфеля;

- о степени надежности портфеля.

Исходя из определенных в рамках кредитной политики критериев качества, по каждому из классификационных признаков определяются планируемые диапазоны удельного веса той или иной части портфеля.

ПРИМЕР: кредитной политикой банка «Х» установлены следующие критеии качества структуры ссудного портфеля:

-удельный вес неликвидной и убыточной частей портфеля не превышает 3,5 %;

-низколиквидная часть портфеля – не более 15 – 20 %;

-низкодоходная часть портфеля – не более 25 – 30 %;

-малонадежная часть портфеля – не более 10 – 15 %.

В режиме оперативного управления структурой портфеля задействованные подразделения кредитной организации обязаны придерживаться этих диапазонов. Универсальным требованием является постоянная ориентация на минимизацию неликвидной и убыточной частей портфеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: