Правовое положение Центрального банка РФ 1 страница

определяется:

– Конституцией РФ;

– Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения;

6) учебные заведения;

7) другие организации.

Основными целями деятельности Банка России являются:

– защита и обеспечение устойчивости рубля;

– развитие и укрепление банковской системы РФ;

– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако, поскольку ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, прибыль он все же получает. Закон предписывает Банку России 50 % полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым кодексом РФ, перечислять в федеральный бюджет. Банк России уплачивает налоги и сборы в соответствии с налоговым кодексом РФ.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий.

Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:

1) председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;

2) члены совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению председателя Банка России;

3) Государственная Дума направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет;

4) Госдума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

5) Госдума принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

6) Председатель Банка России представляет Госдуме доклад о деятельности Банка России;

7) Госдума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

8) Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

11. Компетенция Центрального Банка РФ

Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

1) разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

2) осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;

3) обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;

4) осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;

Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:

1) ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;

2) осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;

3) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

5) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

6) осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.

Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:

1) принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;

2) установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

3) осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;

4) запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности;

5) регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;

6) осуществление валютного регулирования;

7) организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция Банка России как центра банковской системы России:

1) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;

2) публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;

3) установление правил осуществления расчетов в РФ;

4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

5) установление обязательных нормативов.

12. Органы управления Банком России

Высшим органом Банка России является совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов совета директоров.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) устанавливает формы и размеры оплаты труда председателя Банка России, членов совета директоров, заместителей председателя Банка России и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

– о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

– об установлении обязательных нормативов для кредитных учреждений;

– о величине резервных требований;

– об изменении процентных ставок Банка России;

– об определении лимитов операций на открытом рынке;

– об участии в международных организациях;

– об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

– о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

– о порядке формирования резервов кредитными организациями и т. д.;

7) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;

8) утверждает порядок работы совета директоров;

9) назначает главного аудитора Банка России;

10) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

11) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ в соответствии с федеральными законами;

12) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению совета директоров Банка России.

Председатель Банка России:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

5) подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

6) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

7) обеспечивает реализацию функций Банка России.

13. Правовое положение территориальных учреждений Банка России

Территориальное учреждение – обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальными учреждениями Банка России являются:

1) главные управления в краях, областях и автономных округах РФ, городах Москве и Санкт-Петербурге;

2) национальные банки республик в составе РФ.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры и иные подразделения.

Территориальное учреждение:

– участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

– обеспечивает развитие и укрепление банковской системы РФ, эффективное и бесперебойное ее функционирование;

– осуществляет регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему нормативными актами Банка России. Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России.

Полномочия территориального учреждения в области денежно-кредитного регулирования:

– заключение от имени Банка России кредитных договоров и осуществление рефинансирования банков;

– осуществление контроля за выполнением кредитными организациями обязательных требований Банка России.

Полномочия территориального учреждения в области организации денежного обращения:

– прогноз, организация и регулирование денежного обращения в регионе в рамках денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

– организация межбанковских расчетов;

– организация кассового обслуживания кредитных организаций и осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях.

Полномочия территориального учреждения по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций:

– рассмотрение документов, необходимых для регистрации кредитных организаций и получения ими лицензии;

– осуществление предварительного рассмотрения документов кредитных организаций, ходатайствующих об изменении уставного капитала, о расширении круга совершаемых операций, подготовка заключения о возможности предоставления кредитной организации соответствующей лицензии и представление его в Банк России;

– согласование назначения руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров кредитных организаций и их филиалов, а также руководителей служб внутреннего контроля в кредитных организациях;

– рассмотрение аудиторских заключений, представленных кредитными организациями по итогам их деятельности за год;

– осуществление контроля за соблюдением кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком России;

– применение мер воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушения.

14. Особенности правового статуса и компетенции расчетно-кассовых центров территориальных управлений Банка России

Структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения Банка России, являются:

– головной расчетно-кассовый центр;

– межрайонный расчетно-кассовый центр;

– районный расчетно-кассовый центр.

Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.

РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом советом директоров Банка России.

Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной начальником территориального учреждения Банка России.

РКЦ имеет идентификационный код, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ, а также штампы, необходимые для выполнения его функциональных задач.

Основные функции РКЦ:

1) осуществление расчетов между кредитными организациями;

2) осуществление кассового обслуживания кредитных организаций;

3) хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

4) обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета, открываемые кредитным организациям;

5) расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России и т. п.;

6) обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;

7) обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;

8) установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций, других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;

9) иные полномочия.

РКЦ осуществляет операции в соответствии с возложенными на него функциональными задачами:

1) открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям и филиалам по месту их нахождения, а также других счетов юридическим и физическим лицам;

2) списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций, других юридических и физических лиц;

3) контроль за соблюдением правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;

4) прием и выдача наличных денег кредитным организациям и другим юридическим и физическим лицам;

5) обработка денежной наличности.

15. Понятие и виды коммерческих банков. Основания классификации коммерческих банков

Коммерческий банк – это юридическое лицо, которое на основании лицензии Центробанка имеет исключительное право осуществлять банковские операции.

Признаки коммерческого банка:

1) является юридическим лицом, деятельность которого направлена на извлечение прибыли;

2) создается в форме хозяйственного общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, дочернего или зависимого общества;

3) является организацией, созданной для осуществления банковских операций;

4) действует на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ;

5) обладает специальной компетенцией, т. е. может извлекать прибыль путем совершения определенных операций.

Коммерческий банк имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов РФ, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Фирменное наименование коммерческого банка должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк», а также указание на его организационно-правовую форму.

Коммерческие банки различаются:

1) по видам совершаемых операций:

– универсальные;

– специализированные – сберегательные, инвестиционные, ипотечные банки;

2) по территории деятельности:

– федеральные;

– республиканские;

– региональные;

3) по обслуживанию различных отраслей экономики;

4) смешанные варианты банков.

Особое место занимают сберегательные банки – как правило, это государственные кредитные учреждения. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений:

– сберегательные банки и кассы;

– взаимно-сберегательные банки;

– доверительно-сберегательные банки, кредитные кооперативы.

В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ.

В современной кредитной системе в ряде стран инвестиционные банки получили большое развитие. Основная задача инвестиционных банков – это мобилизация долгосрочного ссудного капитала и предоставление его заемщикам посредством выпуска и размещения акций, облигаций и других видов заемных обязательств. Существует два типа инвестиционных банков:

1) банки, занимающиеся торговлей и размещением ценных бумаг;

2) банки, занимающиеся долгосрочным кредитованием. Этот тип банка характерен для стран Западной Европы и развивающихся государств.

Ипотечные банки занимаются выдачей ссуд под залог недвижимости. Они осуществляют кредитование:

1) под залог – предмет залога остается в собственности получателя кредита;

2) под заклад – право собственности на имущество на время представления кредита переходит к кредитору.

Виды деятельности, которыми могут заниматься ипотечные банки наряду с основной, включают:

– вложение средств в ценные бумаги;

– выдачу ссуд под залог ценных бумаг;

– некоторые финансовые услуги.

Национальные банки, предназначенные для кредитования определенных, относительно узких сфер экономики, например, внешней торговли, называют специализированными банками.

16. Порядок и этапы создания коммерческих банков. Документы, завершающие отдельные этапы

Порядок создания банка включает в себя этапы:

1) учредители направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании наименования организации;

2) подписание учредительного договора.

Учредителем банка может быть юридическое и физическое лицо.

Юридическое лицо должно:

– иметь устойчивое финансовое положение;

– иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал банка;

– действовать в течение 3 лет;

– выполнять обязательства перед бюджетами;

3) не позднее чем через 1 месяц после подписания учредительного договора учредители должны представить в территориальное учреждение ЦБ документы:

– заявление с ходатайством о госрегистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

– учредительные документы;

– протокол собрания учредителей;

– свидетельство об уплате госпошлины;

– копии свидетельств о госрегистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждения органами налоговой службы РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами;

– декларации о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами налоговой службы РФ;

– анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

4) при отсутствии замечаний территориальное учреждение ЦБ направляет в ЦБ положительное заключение с документами, представленными учредителями банка;

5) ЦБ рассматривает документы и принимает решение о государственной регистрации кредитной организации;

ЦБ вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации из-за:

– несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера;

– неудовлетворительное финансовое положение учредителей или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами за последние 3 года;

– несоответствие документов, поданных для получения лицензии, закону;

6) при принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации ЦБ:

– подписывает свидетельство о госрегистрации;

– открывает счет для оплаты учредителями уставного капитала;

7) территориальное учреждение ЦБ, получив копию свидетельства о регистрации кредитной организации, направляет учредителям уведомление с указанием корреспондентского счета, открываемого для оплаты 100 % уставного капитала;

8) после оплаты уставного капитала кредитная организация в течение 1 месяца обязана представить в территориальное учреждение ЦБ документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты уставного капитала;

9) территориальное учреждение ЦБ проверяет правомерность оплаты уставного капитала. Подтверждение правомерной оплаты уставного капитала является основанием выдачи лицензии;

10) после получения заключения о правомерности оплаты уставного капитала ЦБ направляет территориальному учреждению два экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.

С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.

17. Устав коммерческого банка

Устав коммерческого банка – основной учредительный документ кредитной организации, регламентирующий все основные стороны деятельности банка. Устав включает в себя 12 основных разделов.

1. Общие положения – указывается наименование кредитной организации; дата ее создания (организации); лицензия банка – вид лицензии и дата выдачи; юридический адрес местонахождения организации и прочая информация об организации.

2. Филиалы, представительства, дочерние и зависимые общества банка – прописывается, что банк имеет право создавать филиалы, представительства и прочие зависимые организации, регламентируются взаимоотношения между ними и банком, а также между банком и его подразделениями и государством, клиентами.

3. Участники банка – указывается, что участниками банка могут быть как физические, так и юридические лица, регламентируется их предельно допустимое количество; права и обязанности участников банка.

4. Уставный капитал – характеризует размер уставного капитала, доли участников в уставном капитале – по каждому из участников (номинальное количество и процентная доля каждого). Также здесь характеризуется собственность – имущество, собственность банка, а также другие фонды, помимо уставного капитала, – резервный фонд, фонд производственного развития, фонд социального развития, фонд материального поощрения, фонд накопления и фонд председателя правления; регламентированы возможности увеличения и уменьшения уставного капитала банка.

5. Операции банка – указывается перечень банковских операций, которые имеет право осуществлять данный банк согласно полученной им лицензии, а также технология осуществления этих операций. Также указывается, какие операции банк имеет право осуществлять, помимо тех, на которые ему дает право лицензия, а также перечисляются те виды операций, которые банк не имеет право осуществлять.

6. Обеспечение интересов клиентов – банк обеспечивает своевременное и надлежащее выполнение принятых на себя обязательств путем регулирования структуры своего баланса в соответствии с устанавливаемыми ЦБ экономическими нормативами. Он депонирует в ЦБ часть привлеченных денежных средств в обязательные резервы, а также формирует страховые фонды и резервы в соответствии с правилами и нормативами Банка России.

7. Кредитные ресурсы банка, которые формируются за счет:

– собственных средств банка;

– средств предприятий и организаций, находящихся на счетах в банке, в том числе средств, привлеченных в виде срочных вкладов и депозитов;

– вкладов граждан, привлекаемых на неопределенный срок и до востребования;

– кредитов и депозитов других банков;

– других привлеченных средств.

В качестве ресурсов кредитования может использоваться нераспределенная в течение года прибыль.

8. Порядок распределения прибыли банка и возмещения убытков.

9. Управление банком – представлена структура банка, в особенности административно-управленческого аппарата.

10. Учет и отчетность банка.

11. Ревизия и проверка деятельности банка, организация внутреннего контроля.

12. Реорганизация и ликвидация банка.

18. Понятие и правовые требования к уставному капиталу коммерческого банка

Уставный капитал кредитной организации – это имущество, которым должна обладать кредитная организация (банк) для обеспечения интересов своих кредиторов и вкладчиков, ограниченное минимальной обязательной величиной.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников (учредителей). Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть:

– наличные и безналичные деньги;

– ценные бумаги;

– иные вещи или имущественные права;

– иные права, имеющие денежную оценку.

Однако применительно к кредитным организациям в отношении имущества, которое может быть вкладом в уставный капитал, имеется ряд требований. Эти требования можно разделить на три группы:

1) количественные – требования к минимальному размеру уставного капитала. Для вновь создаваемых кредитных организаций минимальный размер уставного капитала составляет приблизительно 5 млн евро. Минимальный размер уставного капитала создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка должен быть не менее суммы, эквивалентной десяти миллионам евро. Для небанковских кредитных организаций минимальный размер уставного капитала составляет сумму не менее 500 000 евро. Оплата уставного капитала производится в рублях РФ по курсу ЦБ РФ;

2) качественные – требования, относящиеся к составу уставного капитала. Они предписывают, что уставный капитал кредитной организации может быть сформирован только за счет определенного рода средств. Большую часть уставного капитала банка должны составлять денежные средства, при этом имеет значение источник денежных средств.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала коммерческого банка:

– привлеченные денежные средства;

– средства федерального бюджета;

– средства государственных внебюджетных фондов;

– свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;

3) процедурные – это требования к формированию уставного капитала кредитной организации. Они связаны с необходимостью соблюдения определенной процедуры внесения средств – соблюдение сроков внесения, необходимость соблюдать антимонопольные правила, невозможность выхода учредителей из состава участников кредитной организации в течение первых 3 лет со дня его регистрации, отсутствие невыполненных обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние 3 года и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: