Правовое положение Центрального банка РФ 2 страница

Оплата уставного капитала кредитных организаций в иностранной валюте резидентами не требует получения разрешения Центрального банка РФ на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. Оплата нерезидентами уставного капитала кредитных организаций в иностранной валюте осуществляется только после получения разрешения Банка России на совершение такой операции.

Кредитные организации для зачисления поступающих от учредителей средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала должны открыть корреспондентские счета во Внешторгбанке или Сбербанке России.

19. Порядок формирования уставного капитала

В настоящее время минимальный размер уставного капитала кредитной организации установлен указанием Банка России от 24 июня 1999 г.

ЦБ имеет право требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций, банков и небанковских организаций изменения их уставного капитала в случаях, установленных законами.

Решение ЦБ об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций ЦБ применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию.

Вклады в уставный капитал кредитной организации могут быть в виде:

1) денежных средств в валюте РФ;

2) денежных средств в иностранной валюте. Разрешено производить оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте. Отражение уставных капиталов в бухгалтерском учете осуществляется в валюте РФ. Учредители кредитной организации вправе осуществлять оплату уставного капитала кредитных организаций в иностранной валюте в безналичной или наличной формах. Юридические лица могут осуществлять оплату долей кредитных организаций в иностранной валюте только в безналичной форме;

3) в соответствии с указанием ЦБ от 31 декабря 1998 г. «О формировании уставного капитала кредитной организации неденежными средствами» участники банка вправе производить оплату увеличения уставного капитала действующей кредитной организации как частично, так и в полном объеме материальными активами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается или будет располагаться кредитная организация. Участники кредитной организации вправе производить оплату уставного капитала создаваемой кредитной организации и увеличение уставного капитала действующей кредитной организации иными, принадлежащими им активами, не являющимися денежными средствами или банковским зданием. В этом случае должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на их внесение в уставный капитал кредитной организации. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте РФ;

4) ценных бумаг. Вклад не может быть в виде имущества, право распоряжения которым ограничено каким-либо образом. Денежная оценка материальных активов утверждается общим собранием учредителей.

Предельный размер неденежной части уставного капитала создаваемой кредитной организации не должен превышать 20 % первые 2 года деятельности и не более 10 % – в последующие годы.

Вкладом в уставный капитал кредитной организации не могут быть:

– привлеченные денежные средства, т. е. те, которые не принадлежат учредителям на праве собственности;

– средства федерального бюджета, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

– нематериальные активы. Для оплаты долей (акций) создаваемых и действующих кредитных организаций могут быть использованы облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. При этом не имеет значения размер уставного капитала, оплаченного иными видами неденежных средств.

20. Особенности правового положения и порядка создания кредитной организации с участием иностранного капитала

Под кредитными организациями с иностранными инвестициями понимаются кредитные организации – резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале.

Основное отличие в порядке регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями заключается в необходимости получения предварительного разрешения Банка России на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Под предварительным разрешением понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации-резидента.

При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитывается:

– уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;

– финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов;

– очередность подачи заявлений.

Для получения разрешения учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.

Заявление должно содержать:

– указание на нерезидентов – предполагаемых учредителей кредитной организации (полное официальное наименование для юридических лиц; фамилия, имя, отчество для физических лиц), их местонахождение, правовой статус (гражданство) для физических лиц);

– точный размер предполагаемого участия каждого нерезидента в уставном капитале кредитной организации.

К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах:

– учредительные документы;

– решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации па территории РФ;

– балансы за 3 предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением;

– письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местонахождения на участие в уставном капитале кредитной организации на территории РФ либо заключение этого органа об отсутствии необходимости получения такого согласия, а на иностранное физическое лицо прилагается подтверждение согласно международной банковской практике иностранным банком платежеспособности этого лица.

Банк России может запросить дополнительную информацию, необходимую для принятия решения.

Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России.

После получения разрешения Банка России учредители кредитной организации с иностранными инвестициями представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации документы, необходимые для регистрации кредитной организации. К указанным документам прилагается копия разрешения ЦБ РФ на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.

В остальном порядок создания банка с иностранными инвестициями аналогичен обычному порядку создания кредитной организации.

21. Компетенция коммерческих банков

Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа:

1) универсальные – осуществляют все виды банковских операций:

– предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов;

– операции с ценными бумагами;

– прием вкладов всех видов;

– оказание всевозможных услуг;

2) специализированные банки – специализируются на одном или немногих видах банковской деятельности.

В компетенцию коммерческих банков входит:

1) осуществление банковских операций, к которым относятся:

а) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

б) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

г) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

д) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

е) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

ж) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

з) выдача банковских гарантий;

и) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

2) осуществление иных сделок, а именно:

а) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

б) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

в) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

г) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

е) лизинговые операции;

ж) оказание консультационных и информационных услуг.

Особенность посреднической функции – главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов.

При оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь в виду, что:

кредитные операции способствуют увеличению объема и бесперебойности производства и реализации продукции потребителям;

расчетные операции опосредуют осуществление процессов оплаты продукции потребителями, а также взаимного контроля участников расчетных операций;

операции с ценными бумагами увеличивают приток средств для развития производственной и торговой деятельности;

кассовые операции и их регулирование позволяют улучшать снабжение оборота наличными деньгами.

22. Понятие, назначение и виды банковских лицензий

Банковская лицензия – это специальное разрешение Банка России на осуществление банковских операций в форме официального документа без ограничения срока действия.

Банковские лицензии можно условно разделить на две группы:

– лицензии, выдаваемые вновь созданной кредитной организации;

– лицензии, выдаваемые уже существующей кредитной организации по ее заявлению для расширения круга совершаемых ею операций.

Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий:

– лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

– лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк имеет право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

– лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

Небанковским кредитным организациям (НКО) могут быть выданы следующие виды лицензий:

– для расчетных НКО – лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте;

– для организаций инкассации – лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Для расширения своей деятельности кредитная организация может получить дополнительные лицензии.

Правом на получение дополнительных лицензий обладает кредитная организация, которая:

– в течение последних 6 месяцев является финансово устойчивой;

– выполняет обязательные резервные и квалификационные требования ЦБ;

– не имеет задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами;

– соблюдает технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

Виды лицензий, выдаваемых банку для расширения своей деятельности:

– лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

– лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Она может быть выдана одновременно с первой лицензией;

– лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Она может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление банковских операций или при наличии этой лицензии;

– генеральная лицензия – выдается банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные ЦБ требования к размеру уставного капитала.

Условием получения дополнительных лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, а также генеральной лицензии является функционирование на рынке не менее 2 лет с момента государственной регистрации.

23. Содержание банковской лицензии

Банковская лицензия дает кредитной организации право на осуществление того или иного вида деятельности. В зависимости от этого банковские лицензии делятся на следующие виды:

1) лицензии на осуществление банковских операций в рублях;

2) лицензии на осуществление банковских операций в рублях и в иностранной валюте;

3) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

4) генеральная лицензия, которая предусматривает широкий спектр видов деятельности, предоставляет банку право на осуществление банковских операций.

Лицензия представляет собой бланк ЦБ РФ установленного образца. Лицензия выдается банку Центральным банком, поэтому он их обязательно нумерует. Номера лицензий, выданных банкам, регистрируются в специальном журнале по порядку их выдачи, а также по видам:

– генеральные лицензии;

– лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и т. д.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

В лицензии обязательно должно быть указано:

1) что она выдана в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

2) какому именно банку выдана эта лицензия, причем наименование банка должно включать в себя и его организационно-правовую форму;

3) перечень операций, которые данная организация имеет право осуществлять. Так, генеральная лицензия на осуществление банковской деятельности дает банку право на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:

а) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

б) размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;

в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

г) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;

д) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

е) куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

ж) выдачу банковских гарантий;

з) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

4) дата выдачи лицензии;

5) печать Центрального банка РФ;

6) должность, подпись и расшифровка подписи лица, разрешившего выдачу данной лицензии.

Содержание других видов лицензий в общем и целом практически ничем не отличается от рассмотренного примера, только перечень предоставляемых банку прав будет меняться в зависимости от вида лицензии.

24. Порядок получения банковской лицензии

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;

5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;

6) копии документов о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние 3 года;

7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

– о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее 1 года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее 2 лет;

– о наличии (отсутствии) судимости.

При представлении документов ЦБ РФ выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления всех предусмотренных документов.

25. Отзыв лицензии

Основания отзыва лицензии у коммерческого банка содержатся в ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности». Их перечень исчерпывающий. Установлены случаи, когда ЦБ может, и случаи, когда ЦБ обязан отозвать лицензию коммерческого банка.

Банк России может отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия. Это чисто формальное основание, допускающее, что при получении банком лицензии им были использованы документы, содержащие существенные ошибки;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на 1 год со дня ее выдачи;

3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;

5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

6) неисполнения законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов ЦБ РФ, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом «О ЦБ РФ»;

7) неоднократного в течение 1 года неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным законом.

Следует указать, что основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей о реорганизации или ликвидации банка, но это право есть у всех юридических лиц.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) если достаточность капитала банка становится ниже 2 %;

2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного ЦБ на дату регистрации кредитной организации;

3) если кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

4) если банк не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения или исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законом.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, не предусмотренным Законом о банках, не допускается. Решение ЦБ об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии. После отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций банк должен быть ликвидирован.

26. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме:

– слияния;

– присоединения;

– выделения;

– разделения;

– преобразования.

Каждая из них имеет свои особенности, однако общим для всех форм реорганизации является следующее:

1) при всех формах реорганизации кредитной организации с созданием нового юридического лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций;

2) кредитные организации уведомляют ЦБ РФ о своей реорганизации и представляют необходимые для регистрации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации;

3) при реорганизации с кредитной организации взимается регистрационный сбор.

Слияние и присоединение проводятся поэтапно и включают:

– подготовку договора о слиянии или присоединении;

– уведомление территориального учреждения ЦБ по местонахождению реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении;

– проведение совещания представителей реорганизующегося банка с представителями территориального учреждения ЦБ по месту предполагаемого нахождения нового банка. На этом совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т. п.;

– проведение общих собраний участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении;

– уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;

– проведение общего собрания участников реорганизующихся банков. Протокол этого собрания представляется в территориальное учреждение Банка России;

– представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков.

Для регистрации создаваемых в результате разделения или выделения банков в территориальное учреждение ЦБ представляются те же документы, что и для создания банка. Кроме того:

– протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором было принято это решение, разделительный баланс;

– документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации.

Территориальное учреждение Банка России по результатам рассмотрения документов принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).

Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, в территориальное учреждение Банка России по местонахождению банка направляются документы:

– передаточный акт;

– документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации;

– копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка.

Центральный банк, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления этим органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц.

Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

27. Правовые формы взаимодействия Центрального Банка РФ и коммерческих банков

ЦБ РФ взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами путем:

1) проведения консультаций с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера;

2) представления необходимых разъяснений;

3) рассмотрения предложений по вопросам регулирования банковской деятельности;

4) дачи ответов в письменной форме кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен Банком России, но не более чем на 1 месяц;

5) создания с привлечением представителей кредитных организаций действующих на общественных началах комитетов, рабочих групп для изучения отдельных вопросов банковского дела;

6) осуществления:

надзора за деятельностью коммерческих банков и регламентации их деятельности, главными целями которого являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающего выполнение его надзорных функций;

– надзора за устойчивостью коммерческих банков;

7) самостоятельной либо путем размещения заказов разработки информационно-программного обеспечения, которое затем в обязательном порядке должно использоваться всеми коммерческими банками в целях единых стандартов предоставления информации, отчетности, лучшего уровня защиты информации и т. п.;

8) перепоручения части своих контрольных функций некоторым коммерческим банкам. Обычно это крупные банки регионального масштаба, и им предоставляется право контролировать деятельность других коммерческих банков в регионе полностью либо в части делегированных полномочий. В случае делегирования такой функции от ЦБ коммерческому ЦБ РФ предоставляет финансирование на осуществление переданных полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: